Universe, Inc., Bloomington,  2012
copyright materials

Information about Author

Sergey Zemtsov was born in Russia in 1957 in the city of Stalinsk (Novokuznetsk) in Siberia. Relocated to the city of Novosibirsk in 1972 and lived in the cities of Novosibirsk, Omsk and Yekaterinburg until 1998, then immigrated to Israel. He lives in Toronto, Canada since 2006.
A professionally educated mathematician and software developer, he graduated from Yekaterinburg State University.
The author of poems and verses previously published in Russia, Israel and North America, he published the book «Collected Poems» through iUniverse in 2011. This new book is a selection of 17 essays written after 2007 in Canada, edited and published in Russia. With his personal poetry and translations of English poetry into Russian the author has participated in many different magazines and literary almanacs: «Мост», «Край городов», «Чувства без границ», «Автограф», «Золотая строфа», «Горст». However, this book is purely verses.
Sergey lives and works in Toronto with his wife Alina. And they have sons, a grand son and a grand daughter who reside in Russia, Siberia.

Annotations

Это проза не ироническая. И я пишу не рецензию, а свою реакцию, мгновенную, потому, может, и не полную. Очень динамичный текст, по накалу подобный детективу. Вовлекает, и чувствуешь правду отражаемого. Автор фиксирует героев, лишённых детской непосредственности, с тонкими ощущениями, переливающимися лишь в грубость. Отсюда и ощущение ирреальности происходящего. Даже простое дело – питие пива – и то намекает на что-то. Детская непосредственность ушла, а дети остались. Вот отчего – и эти игры в, якобы, любовь, при которой детьми когда-то воспринялась лишь формальная пошлость, без понимания сути. И это цепляние героев за спасительные слова, которые они незрелыми умами восприняли как что-то спасительное и человеческое. И это взывание к магическим словам – я тебя люблю, воля... Какая-то жуть охватывает, когда понимаешь, что они подобны механическим игрушкам с механическими представлениями о жизни. При понимании того, что они в отчаянии превращают данную им энергию для игры как познания законов Природы, Замысла и законов взаимоотношений людей в игру – развлечение и сброс ненужной им энергии, подобно мартышке с очками. Это о них говорил Иисус: «Пусть мёртвые хоронят мёртвых». И жуткий интерес к героям, наверное, подобен интересу сегодняшних японцев, которые чрезвычайно серьёзно относятся к роботизированным игрушкам с обратной связью. Когда механическая воля покупателей в полной мере проявляется на безропотных роботишках. К этому сегодня приходит мёртвый герой нашей жизни. И это, вероятно, только начало зла, когда мы теряем спутников и соратников и получим нелюдей... Жуть очерка заключается в том, что это не ирония и не сказка.

Солнца Г.И. «Сказки Царевокошайска.Нелюди»

Увы, Серёжа, поле битвы заполняют мародёры… Оно, конечно, принадлежит победителям, а не им, да им и не надо: они не собираются ни за что отвечать, им бы поживиться… Те, кто действительно хотел китайского варианта, были убиты или выведены за скобки в 1991-93 годах. А лицемеры, вроде Сарнова, давно уже сидели в данайском коне, только вопреки античному мифу – внутри крепости, откуда и выбрались навстречу победителям – западным либералам, которых теперь тошнит от таких «союзников». Зачем полагаются на уже единожды солгавших? Да что Сарнов? Вон, Никита Михалков батюшкиных костей не жалеет, яростней Шаламова гвоздит сталинизм. А Ципко, а Нечаев и т.д.? В том-то и беда, что мародёры оттёрли от власти даже истинно пострадавших, не говоря уже о тех, кого советская власть действительно вывела из-за черты оседлости и дала лучшее будущее. Вот они не стали бы топтаться на груди предков, а поднялись бы на их плечах – хотя бы для того, чтобы жертвы не были напрасны! Это Андрей Битов ещё в 1989 году отметил: либо наследуешь герою сопротивления сталинизму, либо невинной жертве, и в первом случае отвечаешь за базар и встаёшь на плечи предка, а во втором ни за что не отвечаешь и просто хапаешь, что плохо лежит. И разве не ясно, что именно лицемерам нужно весь народ перевести во вторую категорию, вот и стараются неутомимо… И ещё: может, помнишь, как во время «Норд-Оста» Нечаев и Розовский на Красной площади требовали вывести войска из Чечни ради спасения своих детей, попавших в заложники? Но себя самих взамен предложить даже в голову не пришло, не то чтобы признать, что как сын секретаря ЦК и освобождённый от оседлости еврей бездумно способствовали кавказскому экстремизму! Их-то террористы приняли бы гораздо теплее, чем Кобзона и Рошаля, которым каяться не в чем, но за чужих детей пошли!

Семигор. «Бенедикт Сарнов.Маленькая энциклопедия реального социализма.Рецензия».

Сознаюсь честно, что для меня, чистого технаря по образованию, писать рецензии на статьи, где упоминается, например, имя известного философа, – достаточно сложно. Действительно, что я могу в этом случае сказать такого занимательного и интересного многим? В лучшем случае – доходчиво пояснить читателю, что мне «понравилось – не понравилось», а в худшем – достаточно откровенно продемонстрировать своё незнание предмета.
Несмотря на это, желание написать рецензию на «Мосты Мартина Хайдеггера» Сергея Земцова  у меня появилось. Причём возникло оно сразу же после прочтения первой строчки у автора: «Что есть истина? С течением времени теряешь веру…» Появилось такое желание написать рецензию, наверное, потому, что в этом я не могу с ним не согласиться.
Действительно, возможно, что с течением лет «веру теряешь», поиск истины – затянулся на многие годы, а жить-то нужно. Причём, как говорят в таких случаях, жить здесь и сейчас, поскольку понятно, что ни другое время, ни другое пространство для тебя – уже не предусмотрены. Тогда и возникает порой этот мучающий душу вопрос. Причём, скорее всего,  вовсе не в тривиальной его постановке: правильно или неправильно ты живёшь? Наверное, в большей степени интересует: как с этой проблемой справились другие?
Наверняка, кто-то в поисках ответа на этот вопрос обращается к трудам философов, историков, мемуарам известных политиков. Можно ли в них найти нужный кому-то ответ? Наверное, можно. Впрочем, может быть, кому-то это и не удастся? Но и польза от такого чтения в этом случае несомненна. Человек читающий, наверное, скорее понимает, что он в этом мире не одинок. В том смысле, что он не одинок в своих поисках как своей, так и вечной истины? Возможно, что постижение этого не самое главное? Важнее, на мой взгляд, последующее осознание факта: «философия жизни» и «чистая философия», наверное, понятия в чём-то разные.
Резюме: в тексте Сергея Земцова, как мне кажется, аргументация вполне самостоятельная и, наверное, в каком-то смысле – она нестандартная. Это мне в его тексте и понравилось больше всего.

Наталия Фёдорова. «Мосты Мартина Хайдеггера».
 

Acknowledgements
To my grandmother, parents, brother, son, grandson, wife and friends.
Sergey Zemtsov, Totonto, Ontario, Canada

Критика элиты авангарда

Timothy Leary.  «Neuropolitics. The Sociobiology of Human Metamorphosis».

Pецензия

Религия без церкви

Тим Лири – свидетель 60-х. Так или иначе, его книги, интервью, его жизнь интересны для определённого круга читателей, для поколения, которое пережило «те времена» и для всех тех, кто умеет из истории извлекать нечто значимое для «вечности». Что-то более значимое, что-то менее значимое, но вряд ли исчезает бесследно message сотен тысяч людей. Они воевали во Вьетнаме или участвовали в демонстрациях: они – electroid – сеть мозгов, которые промывались изощрёнными методами. Но элита авангарда утверждала, что земной – terrestial – политике приходит конец, и существуют «непромытые» зоны мозга, предназначенные для будущей эволюции. Существует пятый контур нервной системы.
Они говорили: «SMILE» – «улыбайтесь», штамп американского образа жизни. Но аббревиатура «S.M.I.I.L.E» значила «Space Migration, Intelligence Increase, Life Extension». Это тактические ходы эволюции. Space Migration – путешествие к звёздам, именно в этом цель, стратегия эволюции, или Плавка (Fusion at higher levels of intensity, acceleration, aesthetic complexity). Выпадение из цепей роботизации личности Тим Лири прямо называет религиозным актом.
В некотором смысле это был уход от земных проблем, уход в религию ничем не хуже того, что давно уже «автоматизировала и роботизировала» основная религия человечества, в течение сорока веков.
Хорошо известны методы поколения 60-х годов XX века – это наркотики и секс. Очищенный LSD как раз и открывал заблокированные зоны мозга, «третий глаз жабы» – пререквизиты метаморфоз и эволюции. Впрочем, Барроуз описывает нечто другое – полный беспредел нейронавтов, когда для того, чтобы достичь «высоких состояний», get high, употребляли разные грибы, любые суррогаты наркотиков, включая синтетический клей.  Здесь имеется в виду друг Тимоти Лири писатель William Burroughs, и, в частности, его новелла «The Naked Lunch».
Параллельно с наркотиками появилось и другое направление, например, философия Grateful Dead о том, что можно достичь высоких состояний с помощью медитации.
Тим Лири упоминает секс с «пятиконтурной подругой», который открывает горизонты нервной системы не хуже, чем химические препараты. Но пойди ещё найди такую тантрическую даму! Так что секс у хиппи был, конечно, проще. С другой стороны, когда часть американцев бросилась в сексуальную революцию, другая часть, как пишет Лири, читала шпионские романы и предложения очистить страну от инакомыслящих. Лири пишет, что в Америке чуть ли не главным инакомыслящим, делающим jam в Системе был он, а в России – Сахаров. Вообще, «Нейрополитика» написана сочным критиканским языком, который очень напоминает мне язык газеты «Завтра» в России, передовицы Лимонова.
Вроде бы, Тим Лири дружил с Джоном Ленноном – come together – и участвовал в акциях в Торонто, но почитайте, что он пишет об этом... А Роберт Циммерман – Боб Дилан – прямо вынесен в заголовок главы как эксплуататор контркультуры. Язык и стиль Лири предельно ядовит и проясняет тот факт его биографии, когда, чтобы освободиться из тюрьмы по обвинению в распространении ЛСД, Лири охотно «продал агентам FBI» сотни своих соратников по движению 60-х годов. Ни в какую terrestial политическую борьбу за идеалы справедливости он не верил. Видимо, не только он один, но и другие представители элиты авангарда. Во что же они верили? В духовность, которая стоила им не так уж дёшево, и включала, например, обязательное путешествие в Индию, к йогам. О таком «обязательном путешествии» упоминают Лири и его друг Ричард Альперт – Боб Рамдас. Ричард Альперт описывает очень подробно эти духовные паломничества ко всем алтарям мира в книге «Зерно на мельницу». Что же делать людям, которые в поисках духовности вынуждены спасаться в монастырях и других asylums?

Человеческие Метаморфозы

То, что людям свойственно приспосабливаться и менять убеждения, хорошо известно. Причём иногда приспособление и выживание сопрягаются с известной подлостью – не хватает под солнцем места. Животные убивают друг друга ради еды, люди становятся по ходу истории более гуманными. Уже никто на улице не протыкает шпагой надоедливого бомжа или бедного простолюдина. Бедным людям помогают социальные службы, общественные и гуманитарные организации. Вопрос: за внешним гуманизмом общества какие «жёсткие законы» остаются и продолжают действовать, как и действовали в Средние века? То, что Лири называет нейрополитикой, как раз и есть аналог жёстких законов выживания, которые Маркс называл экономическими, а ещё раньше Гоббс – войной каждого против всех. Ну, разумеется, Ветхий Завет говорит одно и то же уже четыре тысячи лет.
Так или иначе, прочитав «Нейрополитику», должен окончательно отказаться от какого-либо романтизма, свойственного и поколению из России, наблюдавшему революцию 60-х из тоталитарного СССР и носившемуся с именами Джимми Хендрикса, Джима Моррисона, Джанис Джоплин. Тим Лири чётко доказывает, что эти люди, или артисты, полностью интегрированы в Систему, прошли через все полагающиеся метаморфозы. Единственное, все они умерли молодыми, земные метаморфозы слишком рано оборвались.
И сейчас, в 2010 году, можно купить музыкальный DVD – коммерческий, разумеется, на котором рассказывается история Джона Леннона в абсолютно розовых тонах. Дескать, «Plastic Ono Band» – пример творческого очищения и упрощения после «Beatles». Тимоти Лири, напротив, приводит этот пример как образец метаморфозы Леннона, который «перечислил список ценностей, в которые он не верит», а затем «нанял адвокатов», доказывающих республиканскому правительству, что он безвреден, harmless. И не для того, чтобы остаться жить в Америке, которая ему была как-то близка по духу, а для того, чтобы не платить налоги. Никакого «романтизма», в чистом виде дадзыбао. Но, впрочем, это может быть только лишь точкой зрения, отрезвляющей фанатов, которые танцевали рок-н-ролл и голову не включали – были же и такие.
Далее интерпретация истории с Патти Хёрст и Чарльзом Мэнсоном. Patricia Campbell Hearst – внучка знаменитого Уильяма Рэндольфа Хёрста, американского миллиардера и газетного магната.  Charles Milles Manson – американский преступник, лидер коммуны «Семья», отдельные члены которой в 1969 году совершили ряд жестоких убийств.  Вообще, заметно, что Тим Лири черпал вдохновение в массовой культуре, он не изучал древних греков (Платона, Аристотеля) и немцев (Лейбница и Канта). Так вот, Патти Хёрст родилась в богатой семье, её похитили и стали требовать деньги. Но так случилось, что внучка миллиардера обратилась в веру террористов, и даже банк ограбила. Типичный предмет для ажиотажа в «жёлтой» прессе.
Мэнсон начинал с культа «Beatles». Вообще, Тим Лири упоминает, что и в его кругах «Beatles» считали мутантами, которые прямо связаны с путешествием к звёздам, Space Migration. Да, я видел в редком фотоархиве фотографию автобуса Magical Mystery Tour, на котором гоняли по штатам продавцы LSD. Хочется верить, что музыка всё же сделала прорыв и указала путь к звёздам через медитацию, а не только химические препараты и грибы из Мексики. Чарльз Mэнсон довёл до логического конца как раз криминальную компоненту «революции», убил сотни человек.
Так что же из данного дайджеста извлекает Тим Лири? Была Система, которая воевала во Вьетнаме, и прочее… Были люди, недовольные этим, и устраивали в Системе Jam. По-русски, вставляли палку в колёса. Якобы в СССР этим занимался Сахаров. Что это был за Jam? В 2008 году на выставке в Лондоне, посвящённой холодной войне, иронические британцы демонстрируют комиксы: два супермена в костюмах USA и USSR и сувенир – «космический карандаш». «Космическим карандашом» закончилось соревнование в космосе: «Скоро будет произведён запуск «Шэньчжоу-7». Китайские космонавты впервые возьмут с собой на прогулку в космосе «космические карандаши» отечественного производства. Этот карандаш для письма разработан и изготовлен Первой китайской ОАО карандашей, и теперь в данном аспекте восполнен пробел космического технического оснащения в стране».
Постепенно Тим Лири приходит к идее, что «Бог – это Ты сам». Он глобально отрицает «репрезентативное правительство», когда один человек представляет интересы группы (избирателей), то есть отрицает принцип демократической Конституции. Это он пошёл, кажется, дальше Сахарова...

Как «Это» называется?

Чарльзу Мэнсону Тим Лири посвятил специальную главу, сделанную в форме фантастического рассказа, в котором некий внеземной (extraterrestrial) агент, разъясняет уголовнику принципы S.M.I.I.L.E. Во-первых, Чарльз Мэнсон – абсолютная жертва нейрологического импринтирования. Или, в другом аспекте, Чарльз Мэнсон – следствие «тюремной системы», а «тюремная система» – следствие taxpaying граждан. Эти налоги, taxes, покоя не дают Тимоти Лири, только все тем и озабочены, как бы уклониться от налогов, или, наоборот, заплатить налоги и спать спокойно.
Таким образом, в какой-то момент Мэнсон спрашивает агента космической миграции: «Когда мы принимаем «кислоту», мы растворяемся в ничто, в вибрациях. Пространство становится временем, и нет ничего, кроме чистой энергии. Понимаете, о чём я говорю?» Агент отвечает: «Да». «То есть, это момент истины. Но ЧТО ЭТО? Как вы ЭТО называете?»
Агент отвечает, по известной традиции, вопросом на вопрос: а что Чарльз сам в этот момент открывает для себя? «Ничего. Только то, как должна выглядеть смерть. Правильно? A что вы в этом находите?»
Далее, словами агента выражена любимая мысль Тимоти Лири, мысль о бессмертии индивидуального сознания. Death is obsolete, or will be soon. «Смерть» – устаревшее понятие, или скоро будет устаревшим. Наркотическое путешествие всего лишь суспензия биохимических импринтов нервной системы, которое ты, Чарльз, просто купил. Но, начиная с данного момента, ты свободен. Take off from there and go anywhere. Ты мог бы заняться любовью, так как любовь – это поток энергии. Чарльз Мэнсон садится в позу лотоса и улыбается.
Из других источников о жизни Тима Лири мы знаем, что на судебных процессах по обвинению в распространении ЛСД он делал упор на то, что распространял «чистый» Sandos, и в этом-то весь point – хорошо очищенный ЛСД безусловно полезен. С другой стороны, в «Нейрополитике» Тим Лири не может оставить без внимания 35,000,000 участников движения хиппи, которые в основном курили каннабис – pot smokers. В отличие от фашизма, расизма и сексизма, свойственного «семье Чарльза Мэнсона», хиппи предприняли peace-love-ecology trip. Мне кажется, Лири сдерживает свою иронию по отношению к движению хиппи и даже называет его экспериментом самоиндуцированной перестройки мозга – self-induced brain change – в отличие от промывания мозгов, brainwashing, свойственного американцам, которые «съели 1.8 *(10**10) гамбургеров в «Макдональдс» и выбрали Никсона на второй срок».
Моё поколение в России, правда, не в 60-х, а уже в 80-х годах, также наблюдало альтернативную Систему russian hippies между Калининградом, Киевом и Москвой, в Крыму и Прибалтике. Что касается человеческих метаморфоз, то некто Сергей Жариков приписывает себе заслугу трансформации «хиппаря Игоря Летова» в национального большевика, которого Баркашов упрекал в том, что тот «бедно одевается», а Ампилов лично держал в руках микрофон, в который Игорь Летов пел свои песни для масс. Если Роберт Циммерман – Боб Дилан – в результате метаморфоз и мутаций стал «жертвой литературной мафии, которая замораживает его как поэта битников», к сожалению, в России нет такой же литературной мафии, которая бы оценила поэзию Игоря Летова. Впрочем, Тимоти Лири отмечает, что «поэты в советских тюрьмах слышали это» – сигнал надежды и свободы, который хиппи послали всему миру.
Тим Лири отмечает Фридриха Ницше и Алистера Кроули – интересная пара – в качестве предтеч современной нейрополитики. Из представителей науки – Альберт Эйнштейн открыл ковариантность времени и пространства. Но самое важное научное открытие – эволюция кода ДНК. Как только двести лет назад не знали того, что программы ДНК и есть «смысл жизни»? Молекулярная, электроидная, компьютерная основы цивилизации для элиты авангарда совершенно ясны – им ясно, в каком направлении движется ВСЁ. Да, вот ещё: сорок веков иудео-христианского скептицизма pop up в голове капитана. На одном из интернет-сайтов Лири предупреждение: «осторожно монотеизм», примитивная религия.
Некоторые эпилептики, такие как Достоевский, а некоторые шизофреники, такие как Ван Гог, стали спусковым крючком нейросоматических мутаций. У Роберта Антона Вилсона есть книга «Космический триггер». Эта книга продаётся в Cannabis Headquarters и в 2010 году.
Можно ли сравнивать движение 60-х с движением ранних христиан? По крайней мере, и тем и другим свойственно искать нечто за пределами Земли. Становление же новой религии занимает не одно поколение, и кто знает, как это было две тысячи лет назад… Возможно, был бунт, один, другой... потом сто лет было тихо, а потом Нагорная проповедь или какое-то ещё внеземное – extraterrestrial – вмешательство.

Несколько подробнее о легальных наркотиках

Тимоти Лири совершил пять-шесть тысяч путешествий (trips) c помощью ЛСД. Причём он говорит, что «легальные наркотики» никто не запретит, так же как никто не запретит пиво. Другое дело, что существуют современные ТАБУ – на гомосексуализм, на наркотики. Тимоти Лири никогда не рекомендовал употребление ЛСД всем желающим и тем более – желающим кайфа.
Однако существует базовое понятие – нейрологический импринт, и ЛСД – всего лишь навсего способ снятия импритов, переимпринтирования. Причём трудно не согласиться с учёными в том, что химический способ переимринтирования вполне легален, в тех случаях, когда это обосновано, полезен. Остаётся вопрос: нужно ли «открывать чакры»?.. Тимоти Лири на данный вопрос отвечает в духе «постэйнштейновской эры»: нужно или не нужно – уже поздно думать, мы имеем дело с эволюцией. Мы либо погибнем, либо мутируем.
Вообще, ставится вопрос об Активации новых возможностей эволюции. До сих пор были известны некоторые уровни такой Активации, ведущие к «шизоидным ситуациям»:

1. Уровень гиперчувствительности, или уровень «хрупкого артиста».
2. Уровень психической, телепатической нейроэлектрической чувствительности, причём приводится пример – Nikola Tesla.
3. Уровень генетической, межвидовой, реинкарнационной чувствительности, причём приводятся примеры – Luther Burbank, Dr. Jagadis Chandra Bose.
4. Уровень атомной и квантовой чувствительности.

Желающие могут пойти на приём к психиатру и сообщить, что обладают элементами чувствительности из данного списка. Сообщите психиатру, что вы чувствуете работу ваших генов, вашей ДНК…
Но психиатры прекрасно осведомлены о существовании чувствительности, которая является объектом подавления. Люди, которые пережили «неопознанные состояния», часто не хотят возвращаться к нормальной жизни. В «Больнице преображения» Станислав Лем описывает консилиум, на котором учёный психиатр демонстрирует пациента, кажется, простого крестьянина, который хочет остаться жить в госпитале. И учёный психиатр этот случай трактует таким образом, что, собственно, переживания психоза привлекательны, а не то, что в госпитале кормят.
В качестве своих учителей Тимоти Лири называет Алана Гинзберга, который появился когда-то в Гарварде и был вдохновителем исследований сознания, рассказав об употреблении галлюциногенных грибов в Мексике. Ричард Альперт пишет, что все тогда хотели достичь высоких состояний, то есть таких, от которых лечили и лечат психиатры, но они думали, что эти высокие состояния сами по себе являются Результатом духовной жизни. Оказалось, эти состояния – всего лишь «зёрна на мельницу», с этими состояниями «надо работать» всю оставшуюся жизнь. Что касается Мексики – именно об этом все книги Кастанеды.
Таким образом, далеко не для всех – опыты с наркотиками. Более того, есть категория людей, которая охотно соглашается с авторитетом психиатрии, с тем, что «высокие состояния» надо лечить и избавляться от них для успешной карьеры в социуме.
«Хочу, чтобы ты был здесь».
Ясно, что психоделическая музыка – не вся без исключения, конечно, – предлагает get high без наркотиков, с помощью медитации. Если говорить о человеческих метаморфозах в смысле Тимоти Лири, то что там скромный Роберт Циммерман... Примером метаморфозы психоделических pipers в миллионеров, магнатов музыкального бизнеса является группа «Pink Floyd». Кроме того, эта группа вышла из эпохи 60-х, они тогда находились в эпицентре. Подавляющему большинству людей в этой истории не нравятся просто Деньги – riding a gravy train. Не нравится electroid-стиль рок-н-ролла Роджера Уотера по сравнению с «бардовскими направлениями» Cида Баррета, группы «Traffic», вообще, с направлениями british invasion до «Beatles», когда все пытались самовыражаться с помощью простых средств. Некоторые, «Led Zeppelin» и «Deep Purple», выразились лучше, чем другие.
Интересно, что и сам Тим Лири (вместе с Simon Stokes) записал диск рок-н-ролла «Right To Fly», в котором тексты песен, в принципе, иллюстрируют американскую «философию головы»: «я буду Дельтой, твоей собакой Дельтой, символом изменений». Вообще, Тим Лири сменил много профессий, он и программистом, говорят, работал. По крайней мере, в числе книг, которые он написал, а он «изготавливал по две книги в год», была «Цифровой политеизм».
Тимоти Лири придумал некую мантру, которую и в 2010 году разжёвывают в Leary Study Guides – Turn On, Tune In, Drop Out. Видимо, это описание ЛСД-путешествия – приход, отходняк. Впрочем, некто, кто продемонстрировал человечеству правильный Drop Out, был Будда.
Но что остаётся от бублика, который съели? Желание, которое будет продолжать оставаться таким красивым... wish you werе here...

Высший Разум и Сказки о Высшем Разуме

Важнейшая концепция Лири – Intelligence Increase – связана с космическим происхождением ДНК. Материалистическая теория о саморазвитии «коацерватного бульона» просто не рассматривается всерьёз. Жизнь на Земле посеяли Космические Садовники, Cosmic Gardeners. В Декларации Эволюции сказано, что конечная цель – миграция в Центр Галактики.
Изобретатель ЛСД Albert Hoffman of Sandoz впервые синтезировал препарат в 1938 году, но слишком рано. Но Высший Разум, Supreme Intelligence, среагировал только после Хиросимы. Единственное, что опасно для ДНК, – это радиация. В декабре 1943 года доступ к атомной энергии, полученный человечеством, изменил всю систему энергетики в солнечной системе. Альберт Хоффман повторно синтезировал ЛСД, и на этот раз ЛСД стал антидотом атомной энергии, ЛСД стал психоактивным. Кстати, если бы президента Кеннеди не убили, пишет Лири, легальные исследования ЛСД в Гарварде не подвергались бы преследованиям.
Как это всё согласуется с «серьёзной» наукой и «серьёзной» религией? Ясно, что S.M.I.I.L.E никто не принимает всерьёз – кому есть чем заниматься на Земле и на Небе.
Так или иначе, в который раз мы задаём себе вопрос: есть ли Бог? Точнее, что мы знаем о Боге, и можем ли проповедовать от имени Бога. Старые каббалисты, например, охотно объясняют, продают видеозаписи с популярными лекциями – зачем и почему Иегове понадобился Большой Взрыв. То есть, просто люди делают бизнес. Для того, чтобы не покупать всё, что пытаются продать, – не нужно принимать ЛСД для снятия зависимости и переимпринтирования. Но предположим, всех торговцев изолировали от предмета, важного для нас независимо от ситуации, в которой мы живём. Я готов принять ЛСД по такому случаю! И что такое Бог? Кто знает?
Тимоти Лири, Роберт Уилсон не зря часто вспоминают Алистера Кроули... Уж не пахнет ли серой, и не беседуем ли мы с чертями? На этот вопрос отвечали хиппи – те самые 35,000,000 и ещё миллионы, затерявшиеся «в советских тюрьмах». Зачем стремиться знать, что такое психоделия, когда мы можем просто жить с этим? И увидел Бог, что это хорошо. А что касается политики, нейрополитики, цифрового политеизма… Talk, talk, it’s only talk.
Тимоти Лири – кем бы он ни был – видел в своей жизни Лучшие стороны человеческой природы и пытался отделить моменты истины от моментов идиотизма своих современников. И оставил после своей «несовременной смерти» ещё один Дизайн Бессмертия. Так или иначе, эти времена должны были оставить след в истории, но наш Разум не Высший, и мы не понимаем, зачем мы жили.
Не верьте тем, кто хочет вам это объяснить, вместо того, чтобы дать шанс – понять этот мир без них.

Критика элиты авангарда

Timothy Leary. «Design for Dying».

Рецензия

Cмерть как вечеринка в университетском кампусе

Тим Лири – свидетель шестидесятых. Он написал около сорока книг о human conditions. Насколько содержание этих книг общезначимо, полезно для истории, не ясно. Но материал существует. Возможно, это всего лишь контент в киберпространстве, столь презираемый людьми, имеющими академический стаж.
Буду исходить из того, что есть. Тим Лири всю свою жизнь выявлял разного рода табу и нарушал все запреты, сознательно вносил хаос, создавал «пробки» в системах. Люди, паразитирующие на короткоживущих – до ста лет – концепциях, принципиально хотят считать все идеи Лири графоманством, интеллектуальным мусором. 
То, что устроил Лири из своей смерти, – ещё одно покушение на социальное табу. Почему бы нет? Это были его последние слова: «Why not?» Перед смертью он снова собрал вместе свои мысли, которые не столько уж глубоки, но всё же точны. Они не глубоки, потому что «связь истории» в них порвана, или вообще в них нет никакой истории. А точны они постольку, поскольку точно работал его мозг, или его нервная система, которую он всегда считал, скажем так, ВАЖНЫМ узлом эволюции всей жизни на Земле. Это его концепция номер один.
У Тимоти Лири исторические знания были «вынесены за скобки» – в главе «Принципы Жизни» он рисует придуманный им иероглиф – (…),  и рассуждает в связи с этим о сложнейших вещах. Вместо исторического познания он приспособил для себя некий миф о дезоксирибонуклеиновой кислоте – ДНК. В первую очередь это панспермия – учение, которое, строго говоря, до сих пор не доказано, но со времён Джордано Бруно висит в воздухе. Ну кто не верит в то, что в нашей Галактике есть звёзды, на которых есть жизнь? Разве что какой-нибудь цензор академии наук. Тимоти Лири пишет, что он заключил «пакт с ДНК». Это концепция номер два. Ну, я далее нумеровать не буду...
Так или иначе, если исходить из всех нейроконцепций Лири, смерть – это интересное время. Собственно говоря, смерть – своего рода экстаз. Если, конечно, позаботиться о дизайне смерти. В момент смерти нейроны и ДНК как-то должны взаимодействовать. Прежде чем отключиться, мозг может некоторое время работать в необычном режиме. Причём умирающего   уже никакие инстанции не накажут. Узнав, что у него рак простаты, Тимоти Лири стал готовиться к путешествию, на этот раз не смешивая ЛСД и ДМТ или что-то там вроде этого, а   предвкушая то, что в фокусе сознания проявится информация, доступная только при окончательном сбросе всех нейрологических импринтов. Если кто-то не уверен, что знает, о чём идёт речь, то простейший имринт возникает у новорождённого птенца, который начинает  ходить за мячом, если мяч ему покажут раньше, чем он увидит свою мамочку – ну там, курицу или гусыню.
Известно, что старики устают жить и встречают смерть радостно. Тимоти Лири решил позвать друзей. И даже понаехали журналисты. Вообще-то, хотя те и сказали, что старик сделал good job, – лучше бы их не было. Такое развлечение, конечно, не для всех. Как говорится, смерть – это последний одинокий бизнес. Однако почему нет – why not? Какие ни есть, а друзья нашлись. Возможно, наличие друзей важнее последнего диалога нейронов с ДНК. А то, когда друзей нет, – ну что там разговоры?..

Что досталось Богу

Тимоти Лири – вряд ли антисемит, хотя в антисемиты каждого могут зачислить за всё что угодно. Но иудеохристианство, и шире – монотеизм, он попытался охарактеризовать негативно. Впрочем, известный способ познания – перечисление того, чем Бог не является, так что Иегова не обиделся. Ибо совершенное существо не может обижаться – в этом было бы отсутствие совершенства. Впрочем, по поводу гнева Божьего в классическом варианте – всякие там нашествия саранчи на неразумного фараона - Лири не мог не обойти вниманием и вволю поиронизировал, мягко выражаясь. Бог-полицейский, апостол Пётр, охраняющий рай от инакомыслящих, – это всё задевает верующих, которых на Земле великое множество. Но Лири не к верующим обращается, верующие его книги не читают. Скорее, он обращается к тем, про которых Ницше задавал вопрос: «И что же у них есть такое, что они считают себя лучше пастухов?»  «А! – говорил Ницше. – Вот что отличает их от пастухов – у них есть образование!» В наше время Ницше, возможно, расширил бы парадигму своей «Весёлой науки»: и что же у них есть такое, что отличает их от образованных? «А! – сказал бы Ницше. – Вот что у них есть – степень доктора философии, или у некоторых даже faculty position». Тимоти Лири, как известно, из Гарвардского университета изгнали за опыты со своим сознанием, но в своём интервью он назвал всех, кто в Гарварде остался, роботами. И уехал путешествовать в Индию за свой счёт.
Вообще, в те времена, которые меня интересуют, многие путешествовали в поисках духовной пищи. Безработные on the road колесили между Сан-Франциско и Новым Орлеаном.
Джек Keроуак пишет о том, как шериф задаёт этим ребятам «хороший вопрос»: «куда вы едете?», «куда-то?» или «просто едете?»  «A tall, lanky fellow in a gallon hat stopped his car on the wrong side of the road and came over to us; he looked like a sheriff. We prepared our stories secretly. He took his time coming over. «You boys going to get somewhere, or just going?» We didn’t understand his question, and it was a damned good question». Jack Kerouac. «On The Road». 1955.
Стихи писали – кто, как Хлебников в России, перевозил их в наволочке, кто пошёл по пути социальных метаморфоз и далеко зашёл, как Роберт Циммерман. А если рукописи, в частности стихи, не горят – разве что, когда 451 градус по Фаренгейту, – то сколько же заброшено в параллельные миры? А там, где-то в параллельных мирах, есть Бог, может быть, Иегова (jude hej vav hej), коль скоро методисты всё же настолько восхищены священным текстом как таковым. Вот и радость хасидов проходит мимо нас. А на месте поколения хиппи  cейчас поколение сети. Мало кто в это поверит, учитывая роль Интернета в коммерции и бизнесе.
Тимоти Лири, впрочем, настолько увлекался компьютерами, что его можно назвать пионером сети. Моя тётя в Вирджинии, женщина образованная, сказала мне: «Мы к Интернету не принадлежим». Это было в 1990 году, и она предпочитала вступить в rotary club, а Интернет мыслила себе как новый бизнес или новую политическую партию, то есть Brainwashing. Вероятно, эта точка зрения актуальна и двадцать лет спустя. Тимоти Лири считал, что поколение хиппи имело экологическую нишу – тело. А для поколения сети экологическая ниша – мозг. Ещё одна неакадемическая концепция, а впрочем, может быть, уже купили! Но Тимоти Лири, конечно, несёт, и он придумал ещё и нанопоколение – nanotech generation. Но пройдём мимо, мало ли что пишут.
Да, так Тимоти Лири умирал в 1996 году. Кроме своего «Why not?», он ещё успел записать: «I don’t believe in belief», – перевести эту фразу легко, но лучше оставить так, как она звучит. А свои концепции панспермии, эволюции мозга и message генетического кода Тимоти Лири тут же называет «probably a reasonable good guess», возможным предположением. Так что Бог не обидится.

Увлечение молодости

Тимоти Лири сообщает, что когда ему был двадцать один год, он решил стать психологом. Видимо, он в этой области разбирается, так как сделал исторический обзор от бихевиоризма – deindividualizing psychology of behavioral contol – до последних гуманитарных подходов. Последние гуманитарные направления в психологии, пишет Лири, надоели людям хуже, чем бихевиоризм и психоанализ, ангажированные ЦРУ. Что же купили себе спецслужбы за свои деньги? Три науки – клиническую психологию, психологию личности и социальную психологию. Но все три науки занимаются вопросами приспособления – psychology of adjustment. Лири спрашивает: «Are you well adjusted? Huh? What the fuck does that mean…» Вы хорошо приспособились? Какого чёрта… что это значит в обществе 1990-х? Приспособлены к «чему»? Мы пришли к пониманию того, что ничего «нормального» не существует. Видимо, поэтому центральная глава последней книги Тимоти Лири называется «Мутанты».

Мутанты

Рыбы плавали в океане и высовывались из него, чтобы дышать атмосферным кислородом. У рыб была своя эволюция и своя ниша существования. Но всё-таки эволюция шла вперёд, и жизнь продолжалась на суше, на сухих поверхностях, – жабры остались у рыб, а кислород стал поступать в мозг через лёгкие. Тимоти Лири сравнивает ход эволюции тогда и сейчас. Люди, которые употребляют ЛСД, ДМТ и кетамин, стали дышать «новым кислородом», и для них открыт новый путь эволюции.
Церковь учила: только Бог может быть бесконечным. Среди математиков и «кислотных голов» («acid heads») еретическое переживание бесконечности процветает. Ещё Эвклид, изучая свойства треугольника, обнаружил несоизмеримость отрезков и иррациональные числа. Современная высшая математика продолжает становиться ещё более высокой, get higher – игра слов!
Предположим, важно не средство, а цель, то есть эволюция считается возможной. Мутанты победили – the mutation is a success, Doctor. Наша культурная война закончилась победой. Тимоти Лири прямо отождествляет мутантов и элиту. Элите свойственно творчество, и воображение, и даже «хакерство» – toward scientific and technological reality hacking. Фридрих Ницше и Алистер Кроули сделали всё, чтобы декаданс стал демократичным. Впрочем, изучая человечество в состоянии дикости, Джеймс Фрезер в книге «Золотая Ветвь» пишет:
«...Племя в скором времени приобретает богатство и рабов, которые, освобождая целые классы людей от постоянной борьбы за выживание, дают им возможность посвятить себя бескорыстному приобретению знаний – этого благороднейшего и сильнейшего орудия – с целью улучшить жребий человека».
Другими словами, элита, в том числе рабовладельцы Древней Греции и Древнего Рима, играют в истории человечества благороднейшую роль и улучшают жребий человечества – эта мысль не очень хорошо согласуется с тем, чему нас учили в школе. 
В главе «Мутанты» Лири практически воспроизводит содержание главы «Из внутреннего пространства во внешнее» из своей книги «Нейрополитика». А именно определение контуров – circuits – cознания. Контуры выше пятого предназначены для будущей эволюции. Кстати, в книжных магазинах можно купить совсем популярные изложения этой теории – ликвидация безграмотности молодых людей. Но, разумеется, никто эти пособия не покупает. Серьёзные молодые люди предпочитают не читать тонкие брошюры в ярких обложках, а взять солидный курс у живого профессора в университете.

Современная алхимия

Современной алхимией Тимоти Лири называет киберпространство или «кибернавтику» –  то, что пришло на место старых, мёртвых, ограниченных хиппи. Но в киберпространство входит нечто большее, чем поколение сети. Тимоти Лири пишет об управлении хаосом, ссылается на Эйнштейна и Пригожина. Как известно, Эйнштейн сказал, что Бог не играет с миром в кости («God does not play dice with the universe»). Сегодня стало ясно, что, напротив, «многие боги на самом деле играют» – «there are many gods who do indeed play dice». Илья Пригожин называет это эволюцией, диверсификацией и нестабильностью. Пригожин изучал самоорганизующиеся «диссипативные» структуры, которые могут вопреки интуиции сопротивляться закону возрастания энтропии и могут достигать состояния локальной упорядоченности.
Трансцендентная физика больше не имеет дело «с тремя коровами и с тремя яблоками», план строится в абстрактном пространстве, во внутреннем мире, а затем проецируется (answer back) во внешний мир. Поэтому не удивительно, что математика есть, вероятно, единственная область науки, в которой внутренние миры полностью приемлемы (inner worlds have achieved complete consensus acceptability). В рамках математики дискуссия о нематериальном (intangible) никогда не будет считаться мистическим нонсенсом.
Конечно, Тимоти Лири в очередной раз ссылается на массовую культуру. Да, абстрактная чистая математика хороша сама по себе, но важно, что практическая технология непрерывно пополняется. И тут же поп-звезда David Bowie упоминает в откровенно неакадемических источниках «airy inner and earthy outer worlds» – внутренние миры на небе и внешние миры на земле, и более того, это нe что иное, как Кетер и Малхут – каббалистские тайные вселенные.
В корнях программирования компьютеров Тимоти Лири усмотрел intimation of godhood – можно перевести как «намёк на божественное». Но, очевидно, только потому, что, как свидетельствуют биографы, сам увлекался «программизмом». Так же, как Алан Тьюринг плохо играл в шахматы, но шахматы любил. С точки зрения социальной реальности программисты – всего лишь обслуживающий персонал, ценятся личности, например, «настоящие физики»,  которые говорят программистам, что они должны программировать. Но, как всегда, бывают плохие и хорошие программисты. Хорошие, возможно, могут иметь интимные отношения с Богом. По крайней мере, так считает Тимоти Лири. Или, в любом случае, программирование – это очередной инструмент для мысли (tool for thought).

Галактика Гуттенберга

В эпоху между Платоном и Кантом считалось, что власть слова есть абсолютная и объективная власть, и все, кто разговаривает на данном языке, разделяют одно и то же значение – same thing. Эпоха Гуттенберга, печатание книг, на самом деле имеет свои негативные  стороны.
Кто-кто, а уж искушённые постмодернисты (sophisticated postmodern citizens) знают толк в мультимодальной игре. А прочие смертные до сих пор путают целостность, непротиворечивость и истину. Система может быть внутренне когерентна и широко применима – например, религиозная догма – но может не иметь отношения к истине. Конечно, вопрос прокуратора Иудеи Пилата: «А что есть истина?» – актуален и сейчас. Но очень уж много тренеров (coaches), так много, что нельзя доверять никому. Не покупайте!
Однако то, что пишет Тимоти Лири, звучит правильно: каждая личность, индивидуальность должна быть «личным учёным» (personal scientist), конструктором фреймов  значений. Это пересекается у него с декларацией правильной позиции психолога – не авторитарные, но коллаборативные отношения. Терапевт и пациент должны работать вместе как команда – as a team. Терапевт должен предоставить пациенту инструмент и тренинг, необходимый последнему для исследования собственного психологического makeup. Очень всё это хорошие слова! Вероятно, исключительно благими намерениями, как всегда, мостится дорога... Как там говорил один лирический герой: «Я очень хочу работать агентом КГБ! Запишите меня в КГБ! Я обязательно напишу письмо в КГБ!» Это из редкой записи «Через Призму Винта» Сергея Глазатова. Но и в «Дизайне Смерти» есть глава «Мутанты становятся агентами». Разумеется, не агентами разведки, а агентами эволюции, но агенты разведки могут назвать себя агентами эволюции... Более того, Тимоти  Лири заявляет буквально, что история цивилизации есть история агентуры. Но это остаётся на его совести.
Оказывается, если верить Тимоти Лири, индустрия развлечений (entertainment) – это тоже диверсия мутантов. От джаза до сюрреализма, от Пикассо до Элвиса Пресли, от Гретты Гарбо до Мадонны – список в книге длинный. Тут уж обнаруживается явно «пиндосcкая ментальность», которая систематически критикуется и пародируется оппонентами с «правильной ментальностью».
И, наконец, Тимоти Лири упоминает то, как умирал Сальвадор Дали: уединившись и в нищете (если не материальной, то в духовной). Хорошо известно, что не только Сальвадор Дали, но и многие другие уходили в одиночестве. Хотя ещё лучше, может быть, умереть в авиакатастрофе или в автокатастрофе. Это пропуск в Центр Галактики.

Теги: Leary Siegel Сарнов  Кугель Егор Летов Яна Дягилева