Бытие и Ненависть

-1-

Жан Поль Сартр написал хорошие антифашистские пьесы, которые, может быть, и скучны, но если их всё же прочесть, понятны. Философия Сартра – это феноменологический коктейль: Пруст, Пьер, какой-то риторический педераст вместо плохого капиталиста из «Капитала» Маркса. И неясно, а что же мы можем всё-таки спросить у Гегеля – о «смертельной борьбе сознаний» и «отношении господина и раба»? Но, так или иначе, Сартр написал толстую книгу «Бытие и Ничто». В этой книге есть две небольшие главы о любви (первая установка) и ненависти (вторая установка). Почему-то опыт феноменологической онтологии любви и ненависти в основном является опытом телесной любви и ненависти, которые логически заканчиваются мазохизмом и садизмом. Видимо, Сартр ставил задачу – скомпилировать своё исследование, заполнить материалом печатные листы – и до конца не додумал все следствия, связь между Ничто и обществом. Почему-то Гитлера и Хайдеггера он сделал своими оппонентами, а к достижениям сталинского социализма относился благосклонно. Может быть, на то она и феноменология – не дотягивает до оснований и сущности.

-2-

Толк в ненависти я познал в полный рост в Израиле, на родине христианства, христианской любви. Дина Рубина, хороший «русскопишущий на иврите» автор, высказала точную мысль: «...я оставлю в стороне Аллу Шаинскую в обнимку с её «оппонентами», но скажу лишь несколько слов о нашей национальной болезни. Евреи – старый народ. Долог наш путь, а в пути, бывает, подхватишь какую-нибудь заразу. Таков тяжёлый недуг: еврейская самоненависть. На протяжении истории им страдали немногие, но во все времена случались люди, заболевшие этой болезнью. Евреи, как известно, – народ-богоборец. При условии, что Бог есть. Если же Бога нет, то всю священную ярость еврей обрушивает на собственный народ. Как скорпион, жалит самого себя в голову».
Здесь для меня наиболее интересна ремарка: «при условии, что Бог есть». Я ещё 30 лет тому назад слышал заявление, что Ленин/Ульянов всю свою «скромную публицистику» писал, отвечая на этот же вопрос – а есть ли Бог? Так что «условие» витает в воздухе.

-3-

Почти во всякую дискуссию, во всякий блог, скажем, в «Гайд-парке.ру» обязательно вклиниваются несколько, как их иногда называют, троллей. И напоминают, что Медведев, дескать, – на самом деле Мендель, развал СССР – диверсия, на которую США потратили столько-то миллиардов долларов, агенты влияния и власовцы повсюду насаждают свою русофобию. Оставим в покое литературу, которая – бумага или html – стерпит всё, но обратимся к точности, если уж не к истине, вышедшей из моды.
И само понятие любви к месту, где ты родился, к Родине так ли уж очевидно и не нуждается в оценке критическим мышлением? Ведь кто-то родился в Москве или Омске, а кто-то в Нью-Йорке – что же теперь, единого Бога для них быть не может?
Библейский Бог – известно, что это наследие евреев – историческая реальность. А также историческая реальность – это wisdom евреев, что подчёркивают Лайтман и те, кто всегда будут «хотеть быть» еврееями. Напомню, что еврей по матери – официальный статус для закона о возвращении в Израиль, но есть и альтернативный подход. Любой может пройти процедуру гиюра, но его спросят: «Знаешь ли ты, что евреи – народ, гонимый во все времена, и хочешь ли ты в этом случае стать евреем?» Достаточно на этот вопрос ответить «да!» и стать евреем.
Впрочем, лично я хотел бы – чтобы наконец-то выросли другие нации, и появилась бы альтернативная историческая реальность. Поскольку Библейский Бог – частный случай. Что такое 4000 лет? Может быть, человечество не вымрет ещё 400,000 лет?

-4-

Моя-то жизнь коротка – вряд ли 100 лет проживу. Так что не лучше ли остаться в рамках «своего и нашего» и не пускаться в экстраполяции эпох. Однако возможно ли в принципе такое – философия, которая что-то положительное утверждает относительно всей существующей истории человечества и даже нечто о будущем человечества? Может быть, я лично недостаточно умён и недостоин. По крайней мере, когда-то я что-то произнёс на каком-то семинаре, не являясь «членом науки», и меня прямо спросили: «Tы кто такой?» Но это мелкая мстительность, обратимся к достойным мыслителям, а не к «членам наук». Всё же достойные мыслители, получившие талант от Бога, не в «Гайд-парке.ру» спорят друг с другом, а как-то по другому вносят положительный вклад в Единое Поле.
Таким образом, в качестве исходной точки, или оснований wisdom, необходимо признать возможность отражения в конкретной голове замысла некого Бога. Если это невозможно, тогда существует только Бред – даже допускающий успешных в некотором деле людей, но учиться успеху у них можно только обезьяньим подражанием. Это отдельное направление, которое я оставляю для соответствующих coaches и гуру.

-5-

Кто-то на Востоке сказал, что после смерти атеисты получат свою пустоту – сольются с каким-нибудь космическим излучением. Получат то, что они хотели. Если ты любишь мясо – станешь тигром, любишь сладенький секс – станешь растением, а ничего не любишь – так ничего и не получишь, получишь своё Ничто.
Философия нигилизма у Ницше не совсем универсальна, там упоминается Вечное Возвращение, и ночные песни Заратустры – это всё скорбь по тем, кого «мелкие люди, щёлкающие языком», уничтожают и будут уничтожать в силу своей человеческой природы. У Ницше поэзия, а философия постольку и в той мере, в которой поэзия может являться высшей формой языка. Но последователи Ницше пытаются описать Ничто – может быть, с научной точки зрения. Кстати, хорошие учёные говорят, что они верят в Бога, в деизм, в природу, в демона Лапласа – но верят во что-то высшее, иногда даже и в библейских аватар.
Но интересно было бы скрестить проблему Ничто с проблемой Ненависти. Ненависть как способ познания видимо приемлема, в науках будет работать. Схоласты признавали способ познания Бога, через перечисление того, чем Бог НЕ является. Имея такого рода «фильтр» можно уже строить дискурс, рассуждая о разных законах природы, общества и человека. При этом можно смело утверждать, что никому не желается конкретное зло, но деление на друзей и врагов следует из «слишком человеческих» предрассудков и слабостей. Можно сказать – мы безусловно желаем всяческого зла своим «оппонентам», но мы опираемся на правильное понятие о зле, или на научное понятие о зле, какое-нибудь классовое зло правильного класса.
Ничто – это такой же континуум, как и Бытие. Однако Ненависть – это некий субъективный выбор, решение практическое. Поскольку необъятное никто не обнимет – нужно жениться по расчёту, а не по любви, и интересы семьи – например, какой-нибудь Семьи Бориса Березовского – это то, на что можно в жизни опереться, на дружбу порядочных людей, снабженцев друг друга благим дефицитом. Такие кланы есть в любой нации, и, по-видимому, это ступень эволюции. Небезынтересно заглянуть в женские социальные сети, и даже в книжные магазины, в которых продаются книги серии «сволочь ненаглядная». 
Но в чём состоит методология ненависти? Тут хорошо можно опираться на методологов, обсуждающих сталинизм и развал СССР. Для меня неясно, понятное им, универсальное значение дефицита внешнего бюджета. Я успел прожить свои лучшие молодые годы при Брежневе и помню, что «внутренне» тошнило – puke, что многим бесполезно было объяснять, так что я подозревал, что со мной что-то и на самом деле не в порядке. Когда выяснилось, что «мы были правы», состояние того времени стало ресурсным. Но, что удивительно, оказалось, что есть люди, которые считают, что были правы они – поскольку «у них в семье никто от сталинских репрессий не пострадал». Но на данном этапе, в 21 веке, это уже не какая-нибудь ложная шизофрения, а самая естественная здоровая ненависть. Таким образом, всё встало на свои места – но, при условии – методологическом – что Бог есть.

6

Ненависть в узком смысле никакого отношения к Богу и философии не имеет. Не зря старый бихевиоризм рассматривал человека как крысу в лабиринте. Есть стимулы и реакции, и хорошо известны такие реакции, как зависть и ревность. Старое мотто «око за око, зуб за зуб» не стоит того, чтобы ссылаться на Библию. Животные убивают ради еды, но агрессивны становятся при наличии опасности. У людей агрессия и деструктивность – расширение принципа удовольствия. Мазохизм и садизм у Сартра – установки бытия для-другого.
У алкоголика сосед – геолог, и алкоголик завидует – это юмор Владимира Высоцкого. Облава на волка по-советски – это уже сатира. Но это происходило в «отдельно взятой стране» и по-своему вызывало сочувствие. Если алкоголик остаётся на своей родине, а сосед его попадает в загробный мир, в Рио-де-Жанейро какое-нибудь, не дай бог в Израиль, то это уже не юмор, и не сатира – это глухая стена, хуже может быть только отчуждение сумасшедшего. Конечно, обычная белая ложь отрицает этот эффект.
Хотелось бы сопоставить бытовую ненависть с уровнем интеллекта носителя ненависти. Уровень интеллекта не то же самое, что уровень образования. При наличии хорошего интеллекта обострения шизофрении проходят мягче, злобные и глупые больные чаще приобретают необратимые изменения личности. Один мой знакомый ждал 30 лет, когда же у меня будут обещанные ему наукой изменения моей личности, а потом, когда я послал ему по почте написанные мною книги, расстроился. Но я так и не знаю, что же его расстроило больше... А может быть, он просто умер. Но ненавидеть человека с нормальным уровнем интеллекта бессмысленно, коль скоро его ответная ненависть становится психической самозащитой и компенсирует слабый ресурс воли нападающего.

-7-

Жан Поль Сартр знаменит ещё тем, что написал письмо в СССР в защиту преследуемого поэта Иосифа Бродского. Поэту Бродскому было плохо в СССР, и эту историю с председателем народной дружины все знают, хотя сам Бродский просил не акцентировать внимание на роли политических марионеток в большой картине своего творчества. Но всё же поэт не только стал нобелевским лауреатом, но стал и объектом ненависти, скажем, саксофониста Сергея Летова, а   чего ещё ждать от исполнителя соло в «Песне Огня» из «Оккупации» Бати Жарикова? Хотя Бродский считал себя русским поэтом, и даже писал Брежневу о своей душе... Но русские патриоты в России своим (или «нашим») поэтом его никогда не признают. Анна Ахматова и Сартр сделали Бродскому имя и способствовали его карьере на кафедре Массачусетского университета, но свои «части речи» Бродский написал сам. Памятник Пушкину сделан из того же металла, что и кандалы, и русские непатриоты считают Бродского Пушкиным, освобождённым от национальной ответствености. Но мы имеем тут дело с достаточно сложной формой ненависти. Это не просто ненависть Ивана Говнова к Васе Пупкину, а ненависть внутри интеллигенции.
Кстати, об интеллигенции. Всех нас учили, как мил был будущий вождь мирового пролетариата в эмиграции на Капри – его, любя, звали господин Дзинь-Дзинь в честь колокольчика, привязанного к удочке – по одной из версий Максима Горького. Но интеллигенцию Ленин не любил, в частности, многих расстрелял, вырезал, и стал господином Дзык-Дзык. Это из воспоминаний художника Юрия Анненкова, которому случилось рисовать в 1921 году Ленина.
«Я, знаете, в искусстве не силён, – сказал Ленин, – искусство для меня – это... что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык, дзык! – вырежем. За ненужностью». И далее: «Вообще, к интеллигенции, как вы, наверное, знаете, я большой симпатии не питаю, и наш лозунг «ликвидировать безграмотность» отнюдь не следует толковать как стремление к заpождению  новой интеллигенции. «Ликвидировать безграмотность» следует лишь для того, чтобы каждый крестьянин, каждый рабочий мог самостоятельно, без чужой помощи, читать наши декреты, приказы, воззвания. Цель – вполне практическая. Только и всего».
Так... ещё один анекдот. Ильич умничает. Но всё-таки – диалектика пролетарской ненависти.

-8-

Сейчас появились информационные системы, в которых аналог убийства на дуэли – простой отказ от сервиса. Это что-то вроде этиологии детской шизофрении – ребёнок бежит взволнованный к родной матери, но так называемая шизогенная мать никак не реагирует, не обрабатывает эмоциональный запрос. Детская психика накапливает отказы матери, простейшиe реакции и рефлексы искажены, и нормальное сознание и нормальная психика не формируются. Шизогенную мать заменяет шизогенная компьютерная Сеть. Тем более когда Сеть импринтирована как социальное приложение. Впрочем, для меня и для моего поколения эти вещи – относительная новинка, а здоровые мозги у новых поколений, которые с мобильным интернетом «на ты», приспособлены лучше. Но приспособленность не означает, что не существует новый тип психического травматизма.
Большая звериная ненависть, которая кончается тюрьмой, или политической карьерой с вовлечением в орбиту ненависти народных масс, возможно, поддаётся оценкам большой этики, и можно было надеяться на революции, религии и разумное коллективное соглашение, которое реализует государство и государственные институты, – надеяться на какой-то Свет, который лечит души.   
Когда мелкая звериная ненависть становится распределённой, поддерживается в интересах лиц, способных организовать общественную инфраструктуру, в которой контроль 50% населения возможен и эффективен с точки зрения неодушевленных форм технического прогресса – воспоминания о Свете для души могут уже не заинтересовать идущих и ведущих.  С точки зрения организационного оружия ничего нет проще, чем устроить революцию, или   заставить обывателей сдавать желудочный сок марсианам. Зачаточные навыки самостоятельного мышления легко запрограммировать в нужном направлении. 
Напомню – есть ещё  «еврейская самоненависть» как следствие неверия в Бога. Так  многие думают. А также шутят, что все антисемитские анекдоты сочиняют сами евреи. Так что, господа, «русаки» – хотите соревноваться – сочиняйте анекдоты сами, не списывайте. Плотность троллей в интернет-парках настолько высокая, что любая тема как правило многократно прерывается «еврейским вопросом» и со стороны антисемитов, и со стороны сионистов. И те и другие выскакивают в каких-то немыслимых чепчиках старой Коробочки из «Мёртвых душ». Где же поколение Z? Почему в форумах сидят старики, герои, не сумевшие когда-то, в уже забытые времена, прикончить врагов своих Гайдара, Чубайса и Березовского?

-9-

Когда мы слышим «долой!» – оказывается, это не значит, что всё нужно понимать буквально, это может быть заковыристая игра ума. Я хорошо помню, как это начиналось в СССР, и чем это кончилось в России. Но я как могу – стараюсь не копаться и не злоупотреблять мемуарами, разве что на данном этапе иногда передам «привет» – а если проживу дольше, попробую что-то сказать про себя, а не про знакомых.
Александр Зиновьев уже всё сказал про диссидентов из СССР, подписантов и про самого себя – это были герои на один час или на несколько дней. За инакомыслием в СССР просматривались, как сквозь стакан с плохо заваренными чаем, – агенты влияния, такие же революционеры 60-69 годов – которые надышались своей свободой и ныне отошли в небытие. Остались мемуары про Woodstock. Оказывается, все революционеры после Второй мировой – простые кайфунчики. Я не имею в виду террористов. Что касается революционеров-троллей, то всё, что они делали, можно понять только при условии отказа соглашаться буквально со всеми, стоящими за этим, социальными теориями и заказами. Революционный Дух превыше Буквы и Толкования. Возможно, начало для революционного кайфа заложил тот самый Жан Поль Сартр – с одной стороны, официально признанный антифашист, а с другой стороны, плохой философ, который для сопротивления современному фашизму никуда не годен.
Впрочем, у каждого конкретного человека только одна жизнь.
             
             

Огненные революции и навоз

«Сижу в серой рубахе
Смотрю в окно
Цивилизация Россия мать земля
Трагические формы»
    Яна Дягилева

-1-

Надо же – прислали человека с ледорубом... А он, Лев Троцкий, верил в «огненную революцию» и писал статьи по искусству, про Александра Блока: «Конечно, Блок не наш. Но он рванулся к нам. Рванувшись, надорвался». Ещё характерный оборот пролетарского комиссара: «Присоединившиеся ни Полярной звезды с неба не снимут, ни беззвучного пороха не выдумают. Но они полезны, необходимы – пойдут навозом под новую культуру. А это вовсе не так мало».
Революция и культура данного толка существовала в политическом государстве с 1917 по 1990. Но рукописи не горят. И сочинения Ленина и Троцкого, следовательно, не горят – напротив, остаются владеть умами. Ишь ты – Зюганов принимает в пионеры школьников из города Жуковского! А у школьников есть родители, с которыми Зюганов договорился.
Наблюдая исторические метаморфозы – просто теряешь нить здравого смысла. Не то Светопреставление, не то «реальность», с которой ничего не поделаешь, только что можно отгородиться от людей и бога персональной каменной стеной. Огненные революции ещё покажут кузькину мать каким-то там недоприсоединившимся или опизденевшим.
И куда же без революции? В наши подлые времена, ему, Полиграфу Полиграфовичу. А вожаком революции – генерала выбрать, раздувшегося от любви к Родине. Ибо что такое Родина – картинка в букваре, импринт, за пределами Родины – Hичто. Так хочется генералу. Или генералу так нужно.
Okay. Но все хотят отдохнуть от политики. А для этого всё есть. Grand Parade of Lifeless Packages. Понастроили. Законнектили. Выход в параллельный мир начинается сразу на сайте с банкоматом. Или Бригантина! Корабль, куда всё включено.
Хорошее и доброе слово об СССР сказать можно. О писателях «застоя» хорошо отзывается Сергей Довлатов – они, эти писатели, ему помогли или Андрею Битову. Потому что действуют законы природы – как бы ни старались испортить всё социальные реформаторы. И в средние века в Европе нельзя было ни строчки написать без ссылок на Фому Аквината, но Николай Кузанский, и уж тем более Николай Коперник, сумели что-то сказать важное. Таким образом, существовали «благополучные семьи» между 1917 и 1990 в Российском пролетарском заповеднике. Им создали условия за счёт перекачки энергии с других ресурсов, и они этими условиями воспользовались в самом благородном и положительном смысле. Иной сын секретаря райкома начитался и Фрeйда в закрытом отделе ГПНТБ, и всего Фолкнера прочитал. А также господа учёные – эти уж точно в собственном соку в полный рост втянули в себя лучшие достижения человечества. И господам студентам было не так уж плохо – на лекциях им перепадали остроумные и умелые выкладки буржуазного в том числе интеллекта.
Я вот думаю, что общего между мной и Янкой Дягилевой? Я где-то там был на грани поступления в аспирантуру на Урале, а она изучала высшую математику в институте водного транспорта в Сибири. И оба мы обязаны были изучать элементы так называемого научного коммунизма – по определению социальной системы с религией данного типа. Конечно, мне далеко до неё – она звезда культового рок-н-рола, и «послав» институт – вышла с концертами в народ. А то, что я «послал» теорию Галуа и машины Тьюринга, – это скорее  минус. Я, так сказать, аутентичный поэт. Плюс на минус дают освобождение. Это Освобождение как раз и есть то Общее... Я, она и многие родственные нам товарищи с незаконченным опытом интеграции в комсомол, партию, в систему перекрёстных доносов местному майору – мы НЕ ПОЛЮБИЛИ. Мы не полюбили ни «нелепую гармонию пустого шара», ни дедушку Ленина, ни всё остальное благо, может быть, и существовавшее, а может быть, и частично переползающее в будущее, в 21 век. Как мёртвые обычно хоронят своих мертвецов, я не против, пусть живые продолжают любить Ленина и огненную революцию, потому что их так «гармонично» воспитали. Пусть ЛЮБЯТ. Любовь – это всегда хорошо.
Многие безусловно не любят сатиру, их коробит. Скажем, некоторые поэты серебряного века назвали Гоголя некрофилом. Но Гоголь писал и о любви. О любви Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. В этой повести нет ни грамма ненависти. Так что эта повесть – видимо, контрреволюционное сочинение. В наше время в школе на уроках литературы его почти не комментировали, и, кажется, и в школьную программу оно не входило.

-2-

Хотя я и избегаю мемуаров, в интересах законченной мысли всё-таки вспомню, что родом я из города Новосибирска, где я два с небольшим года проучился в ФМШ, в Академгородке. Это, воoбще-то, было явление советской  системы, в первую очередь этот самый Академгородок. Не то 40,000 курьеров, нe то 40,000 кандидатов наук, собранных в одном месте. Можно было бы цинично использовать еврейское слово «цимес». Кроме всяческого советского позитива, института ядерной физики, который построил Берия, но почему-то некоторое время возглавлял Герш Ицкович Будкер, в Академгородке были явления, так сказать, классического антисоветизма.
Например, всякая Психоделия Today, Битлс, Криденс, в том числе, виниловые пластинки того самого Deep Purple, помеченного на карикатурной маечке нынешнего президента Медведева. И некоeго Сергея Кургиняна, который сейчас борется, как может, за восстановление СССР, называют «главным битломаном кремлёвской психоделики». Короче, это то, что нам и сейчас не могут простить, – интерес к нерусской западной культуре. Из «Гайд-Парка» – «...ваше поколение купилось на Битлс и карошу жисть...». Хотя, надо сказать, все эти тяжёлые мегаватты какого-нибудь Оззи Осборна, которые обрушивались на родителей шестидесятничков, – в ТЕ времена имели другой смысл, ничего общего с западной культурой. То, что эта культура «западная», подметили в своих интересах лица, не чуждые политтехнологиям, лица, манипулировавшие интересами.
Надо сказать, Янка Дягилева была знакома с «чуваками», которые в Академгородке снабжали её психоделией today на систематической основе. Без этого она, как знать, может быть, гораздо дольше проучилась бы в своём институте водного транспорта. Существует толстая книга мемуаров друзей Янки, и главный друг – Егор Летов. Вообще-то, Янка выманила Летова из гбистского отделения психбольницы в Омске – страдая от нейролептической неусидчивости, он там пристроился на кухне чистить картошку – и удачно довезла до Крыма – откуда и пошёл весь этот культовый рок-н-ролл. Слава Психонавтам, конечно, но с другой стороны, она долго не прожила. Ну, мы всегда только догадываемся, в чём смысл жизни – так что Слава! Слава Психонавтам! 
Читатели, которых всё же интересуют исторические детали культового рок-н-ролла 90-х годов, могут обратиться к изданию «Янка. Сборник материалов», 2001, «Облик», СПб, г.Павловск, 607 стр, ISBN 5-85976-223-3-2. Я не могу к этой книге что-либо добавить того, что касается хроники и документов тех времен.
Главный панк постсоветского пространства носил чёрные одежды, которые обязывали «гореть на костре». Пишут что не то Баркашов, не то Васильев заметили ему, что он плохо одевается, ходит ещё и в кедах. На что Егор заметил, что одевается бедно, как одеваются его поклонники. Но, впрочем, дело не только в одеждах, а в двойном концепте. Во-первых, для себя и для поклонников всё-таки имелось не одно и то же. Большинство поклонников отродясь не прослушивали компактные диски Сида Баррета. Во-вторых, знаменитое «пошли на xxx» – в одном контексте означало одно, в другом – другое. Последнее своё «пошли на ххх» он так и не сказал своим нацболам и теоретическим пророкам фашизма – то ли очередная клиническая смерть не выпустила «домой», то ли просто захлебнулся. Так или иначе, последний бог революции – умер.
А дальше таксисты в серых рубахах включают свои счётчики. Дождутся и дня, когда умрёт Чубайс. Отметят по традиции. Так до конца всей Кали-Юги... или что-то произойдёт?

-3-

Известно, что наука стремится к строгости, и когда это адекватно, применяет математику. А математика – это не только формулы, что понимают далеко не все, – а структуры мышления. Искусство, в общих чертах, всегда может сказать гораздо больше, чем наука. Но если от потока сознания, журналистского, и тем более современной мусорной ямы блогосферы, попытаться абстрагироваться – перейти к структурам – то это уже приближается к искусству. А наука – это, вообще, «симптом жизни», или нет, как вопрошал Ницше?..
После данной тёмной и, не побоюсь слова, тёмногегельянской преамбулы, я задам вопроc: а можно ли абстрагироваться от евреев, размышляя об огненных революциях, 1917 года, в частности? Тут необходимо немного понять, что значит абстрагироваться, потому что никуда не денешься от анекдота: «Если за столом сидят шесть комиссаров, что под столом? – Двенадцать колен Израилевых». Впрочем, этот анекдот не от жидокомиссаров из «Гайд-Парка», а из книги Владимира Хазана «Особенный еврейско-русский воздух», которую интересующиеся читатели могут поискать: Москва, Мосты культуры, 2001, ISBN 5-93273-065-X.
Экспертами по обману русского народа евреями являются Сергей «Батя» Жариков и джазмен старший Сергей Летов, брат Егора Летова. Сергей Летов тоже учился в ФМШ, в Академгородке, и снабжал младшего брата виниловыми пластинками Moody Blues и того хуже. У меня там в Омске один знакомый в школе от AC/DC был без ума. Что возьмёшь ... Молодые и политически неграмотные, битла волосатая, гопники, социальные меньшинства.
Политграмоту «простому мужику» преподала в полный рост группа «ДК», и соло на саксофоне Сергея Летова, право, дивно хорошо в «Песне Огня». 40 лет назад я и Сергей Летов слушали вместе «Поэму Огня» и «Поэму Экстаза» Скрябина, хотя я плебейски нисходил на «Whole Lotta Love» Led Zeppelin.
Я помню Сергея Летова по ФМШ, и потом как-то в командировке в Москве зашёл на его концерт. Притом другой одноклассник, Станислав Черновский, резко осудил меня, что после концерта я не пошёл с ним за кулисами выпить коньяка. Но на самом деле я на этом концерте сидел, выпив грамм 100... Я же не бочка! Просто так получилось, что в ФМШ между двумя потоками, жившими в разных корпусах, существовали натянутые отношения. Потом, перед выпускным экзаменом, все подружились, и главный всеобщий друг – Александр «Иваныч» Рожков, с которым, впрочем, до сих пор даже я переписываюсь. У Рожкова на квартире были и Янка, и Летов, и Селиванова он знал – так что он и главный мемуарист. В десятом классе в ФМШ дирекция начала «вышибать» из школы за разные грехи. Mеня вышибли первого, хотя на селективном педсовете мы рассматривались трое: я, Летов и Гневкин. Про Гневкина читатель может узнать всё, или почти всё, прогуглив «Калинов Мост» и «Ёк-Макарёк». Гневкин истерически подстриг длинные волосы, как под заключенного гулага, я не рассчитал и из лесов вышел на трассу милицейской машины, что квалифицировали как алкогольный синдром. А Серёге Летову, одному из нас троих, было всё равно – он волосы стричь не стал, и сейчас не стрижёт. Впрочем, из школы его выгнали по счёту десятым или пятнадцатым, перед самым выпускным экзаменом, за чтение Булгакова, «Мастера и Маргариты»  – почему-то и это было запрещено. Чтение Сергеем Летовым Булгакова помнит Ольга Порпиева/Мазина, которая сейчас в Филадельфии, и радуется за него, что Сергей в состоянии прокормить себя в Москве игрой на саксофоне. Она, возможно, была влюблена, хотя теперь уже это не важно. Sic transit...
Но вернёмся к нашим баранам. Политграмоту «простому мужику» – как писали критики, поставив его «раком» – преподала в полный рост группа «ДК», и соло на саксофоне Сергея Летова право дивно хорошо в «Песне Огня»:

Кондовые вожди в невежественном рёве
Грозятся развязать всемирный катаклизм.
И вот на Соловках еврейская корова
На трупах практикует свой интернационализм.

Cлова песни – «Бати» Жарикова, который всё-таки перегибает палку, подписывая в «сетевых жужжалках» свои статьи – Зигхайлюшки! Это всё «Folks!», а что ещё можно найти в документации?
«С Лениным и тремя вагонами революционеров ситуация исследована хорошо. Кратко суть: один из организаторов социал-демократической партии в Питере Парвус (Гельфанд), видимо, по своим личным связям пробил во властях Германии целый План (он сохранился в виде толстого тома!) – план политической дестабилизации в Российской империи. План был принят, деньги выделены».
Получается так, что всё-таки «поймали в мешок золотой огурец», с точки зрения методологии, можно ли прожить без евреейского вопроса? Нет! Даже квантовая физика не обходится без каббалиста Лайтмана. Евреи – слишком умная нация, у них – «планы».  Единственно реалистический вариант – gas chamber, final solution рейхcминистра Гиммлера – убивать.
Убийство евреев и является последней огненной революционной идеей. Боги этой идеи в сумерках России, как кошки, не уверены: то ли поцарапать, то ли лизнуть волосатую чёрную иудейскую лапу... Впрочем, это уже лирика. И послушаем революционный, зовущий к топорам, московский джаз.

-4-

Boys Don’t Cry. Всё же мне пришлось в своей жизни видеть плачущих мужчин. В школе, в ФМШ, у меня был один близкий друг. Он исчез, поэтому имени не буду называть. Но был он пижон и стиляга. Мне присылали родители 15 рублей месяц, а ему папа, главный инженер завода, 25 рублей, поэтому он был самый богатый мальчик в классе. Ну и джинсы, в конце концов, раздобыл настоящие – Levis. Хотя у него и Super Riffle были, смутно припоминаю. В общем, мы с ним играли в политику – манипулировали комсомольской организацией. Было интересно, но надоело. Читали в «Иностранной Литературе» кое-что: он Сартра и Камю явно переоценивал, просто ему нравилось их читать, говорил, что это «наши писатели». Впрочем, я  мемуары не пишу. Кончилось ему это всё персональным делом в комитете комсомола. Его исключили из рядов с формулировкой «за идеологическую несовместимость». Это уже было примерно в феврале, хотя меня отправили в вечернюю школу в октябре. Между октябрём и ноябрём я почти каждый месяц ездил в Новосибирск, в частности, нас вызвали на процесс спекулянтов пластниками, точнее, лично меня, так как я там какой-то «In The Court» покупал – и следователь всё выяснял, за 50 или 60 рублей. Я, воoбще, King Crimson покупал в другом городе, а у того, на скамье подсудимых, покупал «Let It Be». В самом зале заседании суда, воoбще-то, этот вопрос о ценах  смешно звучал. Но и мой друг по комсомолу ходил на процесс – из любопытства. Он как-то надеялся на то, что из ФМШ его не выгонят, комсомольский процесс в комитете НГУ аннулируют, и папа его, который присылал ему по 25 рублей, надеялся. Он даже приехал, обосновался в гостинице РЗД и приглашал через нас на беседу ключевых активистов комитета комсомола ФМШ. В конце концов, когда уже был куплен билет на самолёт, в последний вечер, мы вдвоём выпили на двоих бутылку водки, сели в пустом блоке на две железные кровати, и мой друг плакал.  Достаточно громко и долго. Я пожал на прощание его руку и поехал на железнодорожный вокзал. Где-то он жил в Гаграх – что мне соoбщили по московскому какому-то связному телефону. Но он на связь не выходит. Функционально этот пассаж псевдомемуаров нужен мне, поскольку объясняет, что с того самого вечера моя политическая персональная борьба, какая-либо общественная деятельность и контакты с народом перестали меня волновать. А также мне неинтересна конспирация, внушение к своей персоне любви, выступления на сцене с перформансами и докладами на трибуне. Другими словами, я революционером не стал.
Хороший был революционер в Академгородке – Евгений «Джоник» Cоловьёв. Не так давно и он скончался, похоже, по вине врачей, которые не умеют в Кургане лечить язву желудка. Перед смертью читая сочинения Канта... Но он вообще был не равнодушен к третьему рейху, валькириям и певице Нине Хаген. Первая жена Джоника, Галя, тоже умерла, врачи не спасли её, укушенную в Бердском заливе энцефалитным клещом. Галя рассказывала мне про Джоника кое-что, про депрессии и слёзы... Кто бы мог подумать – ведь так было всё весело... Джоник считал, что переделает мир после Джелло Биафры, Егор Летов говорил, что он станет круче «ДК». Даже Судаков «Манагер», задрав штаны, убежал из комсомола в андерграунд.  Дима Воронов, бас-гитарист «Бомж» – конечно же, повесился, – как-то раз ночью помог мне проникнуть в квартиру, через закрытую дверь. А кого-то и не хочется вспоминать. Всё пройдет! И ЭТО тоже.

-5-

У меня есть друзья разные: и умеренные, и которые мне пишут иногда в Вудбридж. В самом Вудбридже тёзка и сосед по спальному району – из той же ФМШ, доктор философии, сын преподавателя физики из ФМШ, поклонник большевизма и общественных наук. Любовь, друзья, – это хорошо. Нужно ценить. Если я не ценю – сам дурак. Я даже готов СССР повосстанавливать – скажем, денег послать нa памятник Владимиру Высоцкому. Я хотел и на памятник Летову в Омске 500 долларов дать, но Рожков пишет: хватит и 50, и там ходят бухают не то нацболы, не то просветлённые панки. Что же я буду поощрять пьяниц... пусть меньше пьют и больше думают как перехитрить евреев. Как пишет Наталья Улицкая – иногда дело не в ненависти, а в непонимании. А поймут – так новую мировую религию и сами изобретут. Дел-то... В печку! В огонь!

Ванкувер

-1-

Прилетели в девять утра. 26 декабря, плюс три по Цельсию. Little bit foggy – оказалось, это густой, как молоко, тихоокеанский туман. Город – среди гор, напоминает Алма-Ату, Тянь-Шань, но горы выше и ближе.
Едем в отель на такси – кажется, что медленно, я думаю, что из-за тумана. На спидометре только тридцать, я спрашиваю, какой тут speed limit, – справа на дороге нет никаких знаков. Шофёр понял, говорит: «Сэр, это мили!» Никаких следов снежного покрова, вечнозелёные какие-то деревья, и архитектура частных домов, коттеджей не похожа на другие страны – какая-то Британская Колумбия в чистом виде.
В отеле 31 этаж, нам дают этаж 27. Но комната хорошая, из окна вид на горы, кстати, напоминает отдалённо и холмы Иерусалима, куда «восходит... алия».
Делаем вылазку в downtown. Высотные дома, стеклянно-бетонная обстановка, уже хорошо знакомая. Как известно, в таких местах обитают «несчастные укушенные люди, которые не могут умереть и живут своей тёмной жизнью»... Попали на boxing day – люди стоят в очередях за хорошими ботинками, на которые сегодня скидка 70%.
В каком-то дорогом ресторане, куда зашли вместо Tim Hortons для изучения культуры, принесли roasted soup – сама процедура забавная. На дно большой тарелки положили ложку какой-то смеси, потом полили чилиподобным соусом. «Это что, суп?» – «Да, сэр... Поперчить?»
Ну, ладно... Нашёл то, что искал: музыкальный магазин «HMW». Половину того, что надо было, не купил – дорого, несмотря на boxing day, но в два раза дешевле, чем в прошлом году в Лондоне. Молодая девица понимающе улыбнулась, посмотрев на выбор стареющего сэра – книгу – «Why Kerouac Matters?». Хорошо, когда улыбаются девицы...
На сегодня всё, не считая всяких бытовых мероприятий: закупка продуктов на ужин, просмотр телепрограмм. Из окна видно, как на вершинах гор горят огоньки, – там кто-то живёт, наверное, индейцы.
В тумбочке в придачу к стандартной Gideon Bible обнаружил евангелие мормонов. Но на ночь почитал привезённый с собой «Апокалипсис Смысла» о разложении западной цивилизации.

-2-

Утром проснулись рано, до рассвета, так как с Торонто разница по времени – три часа. Когда взошло солнце – тумана нет, а из окна виден ещё и Тихий океан, точнее тихоокеанский залив... Но надо будет найти катер в открытое пространство. Через Интернет поинтересовался состоянием кошек, оставленных на basement в Торонто – пока ни одной мыши не поймали... В новостях министр обороны США что-то говорит про допросы – interrogations – в действующей армии: то ли на чистую воду выводит кого-то, то ли направляет мочить в сортир... Целый блок новостей про сектор Газа – это как обычно, без перемен: «они хотят только одного – убивать друг друга».
Взяли на сорок восемь часов стандартный автобусный тур – big bus. Решили в первый раз проехать по кольцу без остановок. Запомнилась скульптурная группа в English Bay, и Stanley Park – вообще, ожидал большего. Chinatown такой же, как в Торонто, но, наверное, более продвинутый. Завтра поедем с остановками. Случайно нашли хороший супермаркет и «столовую» – гастрономический перформанс на этот раз не состоялся, новые ощущения на языке – тайский салат манго и ginger tea. Сделали радиальную вылазку во внутреннюю гавань – наконец-то наблюдали какую-то олимпийскую символику 2010 года. Далее яхты, лодки и самолётики. На таком самолётике – floatplane – подвозят на Victoria Island смотреть на китов в открытом океане, но сейчас не сезон для морских круизов. У жены заболело горло, так что до конца дня телевизор, сауна и Интернет. Заказал только ресторан на 31 декабря с длительным просмотром каких-то дискотек с техно и хаусом – все приличные билеты распроданы, кроме простого входа на танцы. Так что будет простой ужин даже без countdown. Но выяснил, где тут берут на прокат машину. Все музеи сегодня были закрыты – воскресенье.
Сидел в джакузи с каким-то итальянцем, отцом трёх дочерей, которые плавали в бассейне, подсмотрел, что он читает. Rollins, «Amazonia». Директор ЦРУ получает фотографию агента из морга – у трупа две руки, хотя, согласно досье, была только одна рука. Директор ЦРУ посылает в Бразилию отряд выяснять, как же так – откуда две руки вместо одной?

-3-

Утро начали с аптеки: у жены горло и жаловалась вчера на высокую температуру. Поехали в Stanley Park в Аквариум смотреть 70 000 обещанных рекламой зверушек. Что там действительно оказалось – арктический павильон с белугами, котиками и необычными северными дельфинами. Ну ещё с юга – тропический павильон: акулы, электрические скаты, попугаи, ибисы.
Скульптурная группа в English Bay – китайский гений изобразил самого себя в состояниях истерического смеха. В китайском квартале жена из автобуса усмотрела какой-то шёлковый халатик, теперь задача – туда добраться за ним ещё раз. Вроде бы интересный старый квартал с сувенирами, надо будет в последний день закупить сувениры. Из еды в Urban Fare ничего оригинального – греческий салат.
В океан выйти не сезон. Консьержка нашла только какой-то единственный супер-выезд на Victoria Island: лететь на самолёте, потом шлюпка – экстрим, и очень дорого. Прогуглил малоизвестные музеи, что-то вроде шаманизма и трансформации, нашёл на юге от Ванкувера международный буддистcкий храм, в Новом Вестминстере – uptown – пишут Сан-Франциско в Британской Колумбии. Жене – три вязальных магазина. Всё идёт к прокату машины, а парковки дорогие – жена против машины, в чемоданах нашёл мешочки с железными двойными долларами – toonies – из копилки, то есть это message от жены – надо экономить и экономить... Ну хорошо, сэкономил уже на встрече Нового года – от билетов на танцы отказался.
Вот продолжаю читать о разложении Запада: «Единственный вопрос, который стоит здесь поставить, состоит в следующем: переживёт ли Восток под влиянием Запада лишь временный и довольно поверхностный кризис, или Запад вовлечёт в своё падение всё человечество?»
Купил себе в Urban Fare ginger tea, но его надо пить с молоком, а жене надо купальник в джакузи... так что пойду в город за молоком и купальником на ночь глядя.
Посетили главную картинную галерею. До следующей картинной галереи пешком не дошёл. Нашёл японский букинистический магазин. Купил «Кilling the Buddha». Бестселлер, ссылка на Кероуaка. Прошёл пешком всего километров семь, но устал – подагра. Реализация культурной программы требует арендовать автомобиль – 23 доллара в день плюс столько же за страховку. В буддийский храм, впрочем, 3 января можно поехать на Sky Train – там какое-то мероприятие по поводу Шакьямуни. Но есть ещё у чёрта на куличиках галерея современного искусства, олимпийская деревня, центр Науки и ещё много чего, включая и три вязальных магазина.
В картинной галерее Ванкувера много нового – живопись европейских переселенцев, оставшихся верными традициям импрессионизма. Если в Европе итог импрессионизму подвёл Сезанн, то на этом континенте, на мой взгляд, концепция продолжала жить. Есть Рокуэлл Кент – я просто помню, в детстве, у отца в библиотеке был огромный альбом, с тех пор не видел ни репродукций, ни оригиналoв.
Кроме классической живописи – авангардизм, но вполне обычный – поиски, которые сопровождаются горами мусора. Скульптура динозавра, смонтированная из пластиковых стульев. Болото, представленное видеомониторами со стереозвуком, расставленными на полу. Новое направление в искусстве – channel video – весьма интересно, но, как полагается в концептуализме, необходимо прослушать лекцию автора, только тогда проясняется смысл его творческой лаборатории. Большая выставка маститого фотографа: панорамные фотографии – запомнились дикобразы в Берлинском зоопарке и целый зал изображений из Hampstead около Лондона, видимо, фотограф там живёт в основном – хорошее место. Да! Много образцов старинной книжной печати – prints. Были рисунки чернильным пером – похоже, как рисует шариковой ручкой художник Барсуков из Петербурга, мой виртуальный братан и руководитель студии арт-терапии в «мажорной психбольнице, куда известные люди направляют лечиться своих детей».
В Сhapters книг гораздо больше, чем в Торонто, – невозможно объять необъятное, но не смог не купить комментарий к Хайдеггеру на plain English. Действительно, очень ясное объяснение Dasein.
Кушали стейки в Keg. Xодил с женой вниз – в бассейн и сауну.

-5-

Как белый человек взял напрокат машину. Уехал далеко в музей антропологии – по сути территория университета Британской Колумбии. На обратном пути отказал GPS – но понял поздно, включил/выключил – карты перегрузились, но уже заехал на север. Впрочем, посмотрел на город, улицы.
Поехал обратно в гостиницу. Жена надулась, ходила утром одна смотреть Паровые Часы, Steam Clock, кушать не хочет. Решил съездить один во вчерашний пропущенный музей – поехал по памяти, но ничего не нашёл. К тому же окончательно осознал, что в Ванкувере множество улиц с односторонним движением – в Торонто вообще ездил только по двусторонним. Пришлось включить GPS. Доехал, но абсолютно в другое место, чем воображал себе. Уже почти пять часов, и темнеет – так что в музей не пошёл. Закупил продукты в Urban Fare и заплатил огромные деньги за подземную парковку до 9:30 утра. Жена дуется, денег жалко. Не помогли даже Птичьи Колокольчики, Bird Bells из музея антропологии, ручная работа артистов first nation.
Нашёл и отметил на карте три вязальных магазина, гору Куропатки, Grouse Mountain, китайский сад – завтра попробую развлечь.
Что-то не хочется сегодня читать про разложение Запада. Нашёл в сети сайт организации «KtB» – два писателя, Peter Manseau & Jeff Sharlet, имеющие университетское религиозное образование, собирают материалы против религии, коллекционируют ереси, имеющие хождение в Америке.
Остаются бутерброды на ужин и джакузи.

-6-

Утро, 6:30 по Ванкуверу, 9:30 по Торонто, 31 декабря. Вчера вечером всё-таки читал Introduction to Heidegger. Метафизическая основа философии Хайдеггера – различие между «онтологическим» и «онтическим» – прослеживается в линии Платон, Аристотель, Дунс Скот, Декарт, Гуссерль. Это своего рода традиция. Хайдеггер искал «тотальность субъекта». Начиная как выпускник иезуитского колледжа и католик, Хайдеггер разработал аппарат «феноменологии времени» – очень изощрённый и диалектический, и всю жизнь этим аппаратом пользовался, как в период поддержки нацизма, так и в период лекций о Ницше, Гёльдерлине, и в период критики современной техники и технологии в 50-е годы. Уже Аристотель был «категоризирующий» и «практический». Гуссерль стал изучать чистое сознание и трансцендентное эго, но сам же ловил себя на том, что хотел изучать practical world. Хайдеггера, Гуссерля, Ясперса выбила из «теоретизирующего сознания» первая мировая война и социалистическая революция Ленина. Хайдеггер открыто объединил надежды своей метафизической революции с национал-социализмом. За это в 50-е годы специальный «суд» лишил его права преподавать в университетах ГДР, но Хайдеггер до конца жизни «молчал» и не «оправдывался», хотя и пытался найти общий язык с Сартром, сделавшим карьеру на антифашизме.
Пора пить чай и ехать в ту или иную сторону. Жена хочет развлекаться по собственной программе. Еду в Richmond, Surrey и New Westminster – с 9:00 до 16:00. Последний час – в Chinatown. Meжду Surrey и Westminster – очень красивая Британская Колумбия, горы.
В Richmond на Steveston Highway роскошный буддийский храм, действующий. Оказывается, мероприятие по поводу Шакьямуни будет завтра в девять утра. Позвонил жене по сотовому телефону, не отозвалась – я уверен, ей бы понравилось, может быть, поедет завтра. Фотографировать в самом храме просят воздержаться – не стал этого делать, но то, что сфотографировал вокруг – сады, фонтаны – стоит выложить на сайты. В gift shop кое-что потратил лично на себя – всё-таки служители культа охмурили.
Поехал в Центр современного искусства в Surrey – оказалось, это то, что называется центром художественной самодеятельности школьников. Впрочем, центральный зал закрыт до 20 января – никого нет, вход бесплатный. У школьников – театральная студия, студия акварели и повальное увлечение искусством video channel – мониторы с видеоперформансами на 6-15 минут с приложением стереонаушников – фотографии плюс музыка. Ну, до вчерашнего маститого фотографа Scott MacFarland им пока что далеко, а так – творчество, я бы и сам попробовал пособирать коллажи.
В New Westminster нашёл uptown – но ничего не понял, при чём тут Сан-Франциско в Британской Колумбии? Буду в нормальном Сан-Франциско, может быть, пойму. Потом усмотрел на горизонте высотные дома – и поехал без карты в том направлении, посмотреть, что там есть. Обычный густонаселённый район, с витринами, как везде, если не считать мелкого Psycho – мага и предсказателя судьбы. В конце концов, усмотрел на обочине Chapters – и стал парковаться, парковка бесплатная, но подземная – правильно сделал, что записал на бумажку номер слота, но забыл записать уровень. В Сhapters рассматривал полки очень долго, пользуясь отсутствием рвущейся на свободу жены, но ничего не купил из экономии. Затем стал искать машину, нашёл пустой столб, и машина отозвалась на panic button этажoм ниже. GPS в подземном гараже свои спутники не читает. Поднялся на дорогу. Пошёл дождь. Припарковался на плазе и зарядил GPS на Chinatown. Купил жене шёлковый халат с драконом, и добрые китайцы подарили на Новый год два фонарика.
Дома жена куксится: «трать-трать последние деньги» – почему последние, не ясно, вроде ещё денег много. Предлагаю жене поехать в Whistler, а до Grouse Mountain вообще тридцать минут.
С Новым Годом!

-7-

1 января 2010. Надо же – десять лет прожил в XXI веке. Читал «KtB». Я злоупотребляю цитированием, но когда цитирую, всегда вспоминаю лектора по марксизму-ленинизму из ветеринарного института. Я, вообще, долго учился в разных университетах – и, как полагалось, изучал идеологию советского народа в обязательном порядке. В частности, переезжая из города в город, я учился также и в молодом Омском университете, где прослушал самый фантастический курс, который читал уважаемый марксист, приглашённый из того самого ветеринарного института. Он, как фокусник, доставал из кармана пиджака перфокарты с цитатами и выкрикивал: «Полное Собрание Сочинений, том XX, страница YY!» Впрочем, и декан мехмата на семинаре по экзистенциализму брал слово и начинал спич, краснея от смущения, вводной фразой: «Мы – всё-таки марксисты...» Как подводит итог Бенедикт Сарнов, писали сочинения с оглядкой на следователя НКВД в 1937, или в стол майора КГБ в 1977. А в 2007 году всё ещё надо «выдавливать из себя раба».
Ну так вот ещё одна цитата, более или менее удачно подобранная: «Люди Запада часто воображают, что эти шумные, но малочисленные персонажи и представляют собой Восток, но на самом деле их влияние не имеет какого-либо широкого или глубокого резонанса. Это заблуждение имеет весьма простое объяснение: истинные представители Востока не имеют ни малейшего желания быть известными и популярными на Западе...»
Несмотря на то, что в России активно обсуждаются тема гибели Запада и системный кризис американского глобализма и встречаются чудесные ремарки типа того, что «Россия ещё спляшет «яблочко» на крышке гроба Соединённых Штатов Америки!», остаётся верной старая теория панмонголизма. Россия – это тоже Восток. Население России – скифы.
Jack Kerouac изобразил дхарма-бомжей в 1954 году, помешанных на Востоке. Eретическая библия – «KtB» («Killing The Buddha») – призывает убить ЛОЖНОГО будду. Книга состоит из сочинений, написанных dharma bums, yбившими в себе определённые иллюзии, но заинтересованными в дальнейшем поиске религиозной ИСТИНЫ, и они могут многое сказать о spiritual state Америки. Весёлый Jack Kerouac стал серьёзным и ядовитым. А в России нынче тотальное Православие... И по традиции это – «кто заткнёт хлебало Радзиховскому?..»
C утра собрался в буддистcкий центр слушать Dharma Talk. В 1990 году я оказался в Washington DC в похожем храме общества Сознания Кришны – меня туда отвозила несколько раз недовольная троюродная тётя, психиатр и материалист. Недовольная тем, что я интересуюсь bizarre people, но в целом довольная, что я не пустился в бега и вернулся тогда в Россию.
Однако всё вышло по-другому. Приехал в 8:30 и уехал в 9:30. Люди верующие, серьёзные, а я – турист. Правда, все приветливо улыбаются – злобных старух в чёрных платочках не было. Собственно говоря, начало церемонии я увидел. Потом приезжали молодые китайцы – светские, в джинсах, и тоже быстро ушли. Что касается Dharma Talk, то я прочитал программу лекций и мог купить всё это в наборе на DVD, но в целом я всё это знаю – четыре благородные истины и всё такое. Они там собирались ещё что-то освящённое кушать на ланч, но мне это уж точно ни к чему. Спасибо, кушал когда-то прасад – не помогает. Сделал несколько запрещённых фотографий, во внутреннем дворике нашёл ещё дополнительное строение, зашёл, увидел – что-то вроде библиотеки, библиотекарь вежливо улыбается.
Поехал в Burnaby – на какую-то высокую гору, соблазнённый проектом Playground of the Gods. Погода опять пасмурная, туман, потом вообще дождик, drizzle. Опять ехал по Highway 99, но вчерашняя горная панорама закрыта низкими облаками. Так как точных координат не было, заехал на Burnaby Mountain c севера – по кольцевому шоссе. Вижу, гора вроде бы та, но с шоссе съезжать некуда. Наконец, по какой-то вертикальной дороге попёр в гору, но явно по диким местам. Нашёл на карте названия улиц, которые запомнил – вроде бы надо было заезжать не здесь, а, скорее, с юга. GPS настроил на place of attraction и минут через двадцать добрался до вершины горы. Проезжал улицу Curtis – не знаю тот Curtis или не тот, но была и лавочка «Сurtis Division».
В хорошую погоду, наверное, должна быть видна роскошная панорама, но сейчас ничего не видно. Посмотрел Playground of Gods – японское искусство – Kamui Mintara. Ожидал большего, а так – группа деревянных скульптур, несколько загадочная, нужны комментарии искусствоведа.
Заехал домой за женой – дома нет, гуляет где-то самостоятельно. На Granville Island все галереи оказались закрыты на Новый год – с табличками о том, что Новый год надо встречать дома с семьёй, а не бегать по магазинам... Впрочем, и так было всё видно в витринах – типа Eagle Spirit – это всё этнический бизнес, после музея антропологии неинтересно.
Похоже, культуры Ванкувера мне уже хватит. Так как было рано, поехал ещё в музей Ванкувера, в котором упоминалась экспозиция local хиппи. На самом деле – обнаружил целых два зала, посвящённых хиппи, а также борьбе обывателей с «грязными хиппи» – hippies please use backdoor, fight hippie filth! Телемонитор с телепередачами 60-х о хиппи – film footage courtesy of CBC. Демонстрируются два «алтаря»: на одном биттлы, на втором – будда. Но интересно, что «алтари», похоже, подлинные, Hippie Decor из какой-то тусовки. Всё остальное монтаж. Играет «All You Need Is Love», и зал называется You Say You Want A Revolution...
В космический павильон за 11 долларов не пошёл: что я планетарий не видел с музыкой Pink Floyd?.. Закупил продукты на ужин в Urban Fair. Нужен прогноз погоды на завтра, чтобы ехать в горы на север – 140 километров.
В ресторанах не питался и в Интернет не ходил из скупости и жадности. Парковка в гостинице на Новый год и конец недели – со скидкой.
На мобильном телефоне читаю электронную почту: поздравили с Новым годом некоторые редкие, забытые личности. В том числе мой виртуальный брат Вова Барсуков из своей арт-студии предлагает что-то вроде того, чтобы нам тут за границей жить спокойно, ОТДЫХАТЬ, ни о чём не тревожиться. Это правильно, в духе 13-го патриарха – источник страданий нужно глушить транквилизаторами – «транками и танками».

-8-

В связи с Западом, Востоком и Россией вспоминается русский писатель Даниил Андреев, тот самый, который в сталинских лагерях сочинил «Розу Мира» – историю своих реинкарнаций. Как вообще христианин мог написать нечто подобное, а к тому же какому «следователю» это адресовано? Один из вариантов «понимания» – чего только не ведает наша медицина, специализирующаяся на графоманах и шизофрениках. Но то обстоятельство, что эта история записывалась по ночам на нарах – без определённой надежды на публикацию... Скорее автор писал для ангелов, или для Бога, если Бог не так уж далеко и всё видит.
Так или иначе, рукописи не горят, и тайные имена открывают Двери. То же самое – про «Doors of Perception» Олдоса Хаксли, и про «Doors» Джима Моррисона – break on through to the other side.
Сегодня опять плохая видимость, нет смысла подниматься на перевал. Кажется, обещают ясную погоду завтра. Жена простужена, болеет – привёз ей завтрак в гостиницу. А также хорошее красное вино. Потом свозил её в вязальный магазин, но она ничего там не купила – yarn намного дороже, чем тот, что она покупает online. Но рядом оказался испанский магазин – купили интересный плед из Мексики. Съели полноценный обед, но простой и не дорогой. Затем прогревались в сауне. В Интернете залил фотографии и выяснил состояние своих кошек в Торонто. В музеи сегодня не поехал – хотел найти студию арт-терапии и какую-нибудь выставку творчества душевнобольных, но нашёл только закрытые студии арт-терапии, и почему-то для китайцев.
Читал русский Интернет, пригласил кто-то на форум о цивилизации. Из форума о Ницше мои посты выкидывает модератор. Форум о цивилизации неплохой, но люди говорят А и не договаривают Б. Ну хорошо – поругали Америку, поругали евреев. Какой-то барбос-академик похвалил. Никакой новой идеи не высказали. Некто Валера (под выразительным nickname «svastiasta») повесил на сайте 316 антисемитских и почему-то антиправославных видеоклипов – забавная русская коллекция.
GPS опять впадал в странное состояние, показывал несуществующие улицы.

-9-

Cегодня у жены день рождения. Привёз два завтрака из Urban Fare. В десять утра наконец-то усадил в машину и повёз в Sky To See Corridor. Погода, согласно прогнозу, ясная – дождя нет, туман лежит кусками. В целом панорама напоминает Большое Алматинское ущелье. Если не ошибаюсь, это был 1993 год, когда мы втроём перешли через перевал в районе Талгара. Втроём – это я, ещё один мой виртуальный брат Николай Гурулев, Гуру в области Berkley Software Distribution, и Алина, она и есть теперь моя жена.
Проехали половину пути – километров семьдесят и сделали остановку в Squamish. Что-то там купили на распродаже по двадцать долларов. Напитки и мне какую-то смешную «шапочку с ушками», но вид у неё горнолыжный и дорогой, хоть на премьера России полковника Путина натягивай... Ещё через семьдесят километров поднялись в Whistler – по сути олимпийская горнолыжная деревня. На фуникулёры наверх не решились – холодно, и жена жалуется, что простужена. Прошлись по деревне, в самом центре, когда надо было эффектно сфотографироваться, в фотоаппарате батарейки сели. Полчаса-час обедали в Keg. Культ спорта, канадского хоккея – на стенах огромные плоские телеэкраны со спортивными передачами. Затем в обратном порядке ехали домой. На Grouse Mountain уже было поздно заезжать – в пять темнеет, в гостиницу приехали в 5:30. Красивый Lions Gate Bridge между Северным Ванкувером и Stanley Park.
Вечером почитал Introduction к Ницше на plain English. Конечно, книжка для детей. Последнее, что я читал недавно, Жиль Дeлёз – лучше и основательней. Выпили красного вина. Жена смотрит что-то смешное, а потом думает пойти в сауну в новом купальнике из American Apparel. Завтра у меня – день рождения.
Я всё-таки зацикливаюсь на простых вопросах, например: «почему не любят евреев?» или «почему в СССР не любили Ницше?»... Илья Кормильцев говорил, что «эти русские всегда знают, что нужно запретить»... «они могут однажды запретить всё человечество».
В СССР существовала разновидность морали, которую Ницше называл моралью рабов. Это не обидно, а это просто структурная характеристика.

Slave screams he spends his life learning conformity
Slave screams he claims he has his own identity
Slave screams he’s going to cause the system to fall
Slave screams but he’s glad to be chained to that wall
(«Trent Reznor»)

Конечно же, ницшеанцы в России были и есть. Я слышал, что и у самого Ленина что-то было от ницшеанца. Разного рода преподаватели философии не понимают, что Ницше поставил на себе опасный эксперимент, при его жизни его книги почти никто не читал. А теперь вот вам, симулякр постмодернистов – это тоже ницшеанская философия... Фрейд – эпигон Ницще – открыл истерическое вытеснение после того, как Ницше открыл ложное сознание, носитель отравленных инстинктов.
Русского писателя Фёдора Достоевского Ницше любил и считал его secret unbeliever. Ницше считал, что евреи – народ более интересный, чем его современники немцы, которые не хотели читать его сочинения.

-10-

Жена собралась мне покупать подарок в Gas Town. Зачем мне подарок – я себе подарил уже всё, что мне нужно. Теперь тотально экономлю. Завтракать она хочет в Caffe Artigiano. Я хочу поехать и пообедать в ресторане около «Playground of the Gods» на Burnaby Mountain. Во-первых, если погода ясная, посмотреть на Beautiful British Columbia в последний раз с высоты птичьего полёта, во-вторых, что-то в этом месте есть – spirit разлагающегося глобализма, мне нравится.
Всё вышло по-другому. Погода опять испортилась – смысла ехать на гору нет. В Caffe Аrtigiano зашли. Потом поехали к Паровым Часам – и разошлись по интересам. Жена всё-таки нашла нужный вязальный магазин и купила целый мешок шерсти. Я нашёл два психоделических магазина, в одном из них – CCHQ (Cannabis Culture Head Quarters) – продавали порошки из толчёного кактуса. Бородатый дядя сказал, что мескалин. Двадцать пять долларов за тридцать граммов наличными. Второй магазин – литература по наркотикам, коврики с Хендриксом, Марли, собрание сочинений RAW – «Космический триггер» и «Новая инквизиция». Жена подарила мне какого-то нефритового мишку с лососем в лапах и журнал с голографической обложкой – рок-н-ролльный – с большой статьёй про «King Crimson».
Потом поехали в China Town – на самом деле втoрой в мире по величине. Где первый, пока не выяснил. Во-первых, там красивый китайский сад – в пруду живут огромные рыбы странной породы. Во-вторых, там уникальный shopping. Я купил silver plated cтатуэтку Будды за пятьдесят долларов, но думаю, что она стоит триста долларов, Шакьямуни из Индии. Жена собирает уже много лет чайную посуду и нашла что-то не очень дорогое. Продавали старинные монеты со знаками Зодиака, в одном месте двенадцать монет по пять долларов, в другом – по полтора доллара, но неполный комплект.
Затем поехали снова в Gas Town – там заметили мексиканский ресторан, а я хотел в мексиканский ресторан ещё с Праги, где было очень хорошо. Сейчас ресторан был пустой, кроме того, ланч-тайм – меню ограничено, но всё-таки что-то съели мексиканское. Обошли этнические галереи – так называемый музей шаманизма и трансформации, народные промыслы инуитов и хайда, серия Silent Messengers из Арктики. В целом, очень много халтуры на продажу, или что-то дорогое и громоздкое – totem poles, каменные изваяния за три-четыре тысячи долларов. Кстати, в Квебеке был точно такой же ассортимент. В Лондоне на каждом углу продавали китч на тему королевской семьи, а в Канаде китч – first nations.
В пять часов поехал сдавать машину. Заставили куда-то ещё далеко ехать и заправлять им full tank – иначе было бы дороже платить. За шесть дней заплатил приличные деньги – за страховку и GPS, хотя прокат был самый дешёвый в городе. Машина вроде была лёгкая – Corolla.
Прошёлся пешком по городу, хотел зайти в HMW, но куда-то свернул мимо, покружил – ну и чёрт с ним, если бы зашёл, накупил бы дисков. В вечерний город выползают нищие и сумасшедшие – просят change c разными хитростями.
Уже поздно вечером сделал web checkout на завтрашний рейс, и напоследок пошли ужинать в ресторан в гостинице, где я компенсировал алкогольный голод двойным коньяком. Официантка, румынка, сказала, что раньше порции алкоголя были дешевле, а сейчас стали драть.

-11-

По сети получил российские комментарии к залитым на сайт фотографиям: «мура... нам туда не попасть, но нам туда и не надо». Что же, кому-то и не попасть... и мне не попасть кое-куда, куда я хотел бы. Something I Can Never Have.
Татьяна из Saint Jones написала, что через две недели они летят в Whistler покататься с горочки. Я её предупредил, что позавчера мы там видели людей на костылях и в гипсах. Другая отдалённо знакомая дама из Новосибирска повесила на социальном сайте открытку, изображающую чёрных евреев, уезжающих в эмиграцию...
Известно, что раввин, написавший книгу «Зоар», жил в пещере. Потом он вышел из пещеры, посмотрел, что делается, – и ушёл в пещеру назад, в честь этого события раз в год в Израиле жгут гигантские костры на улицах. Я был в каббалистском городе Цфате в синагоге, где другой раввин сказал ученикам: «Где вы и где Иерусалим?» Несмотря на столь положительный опыт, я остаюсь «скрытым русским» и хочу в следующем году в Сан-Франциско. Был бы я «скрытый еврей», как полагается, хотел бы в следующем году в Иерусалим.
В аэропорту подсмотрел, что читают люди: Гессе «Степной Волк». Пожилая канадка в салоне самолёта рядом со мной читает Jeffrey Archer. В Торонто – снег.

Теги: Leary Siegel Сарнов  Кугель Егор Летов Яна Дягилева