АЛЕКСАНДР ШАПИРО
КНИГА ДЕТСКИХ СТИХОВ «СИРЕНЕВЫЙ МАЛЬЧИК»
СИРЕНЕВЫЙ МАЛЬЧИК
Солнечный зайчик
прыгнул в трамвайчик.
А у окошка
сиреневый мальчик –
всюду на нём,
с головы и до ног,
цвет, что рассыпал
яркий цветок.
Гроздья пахучие
мальчик держал.
Зайчика с ними
к сердцу прижал.
Запахи головы
всем закружили –
и пассажиры
выйти забыли…
Так и катились
по рельсам
трамвайчик,
мальчик с сиренью,
и солнечный зайчик.
КАК НАШЁЛСЯ СОЛНЦА ЛУЧ
(сказка)
Как-то утром из-за туч
показался солнца луч.
Пробежал он стометровку,
чтоб попасть на остановку,
и в троллейбусном стекле
покатился по земле.
Побывал он в зоосаде,
всех животных перегладил.
У огромного завода
посверкал среди народа.
Погостил немного в школе,
да сбежал с мальчишкой Толей.
Вместе с ним на крышу лез,
и бесследно, вдруг, исчез.
Разбежались провода,
посетили города,
чтоб узнали эти вести
и в Москве, и даже – в Бресте,
как, прибывший из-за туч,
потерялся солнца луч.
Целый день его искали.
Только к вечеру узнали:
Правда – нет ли?
Так – не так ли?
Что у всех теперь по капле,
или, может, по крупице
в каждом взгляде он лучится.
И от этого светлей
лица стали у людей.
МОХНАТАЯ СОБАКА
Какое счастье – в доме пёс –
мохнатая собака!
Суёт повсюду мокрый нос,
что не по нём, то – драка.
Когда он просится во двор,
глаза блестят от лести.
Но позовёшь – во весь опор
летит… и снова вместе!
Любой ушами ловит шаг,
а зарычав немножко,
хвостом вильнёт: «Я просто так,
я это – понарошку!..».
Пёс не умеет говорить,
но всё он понимает!
Ему скажу: « Кончай скулить»,
и он в ответ – залает.
Его отец щенком принёс,
чтоб я поменьше плакал...
Какое счастье – в доме пёс –
любимая собака!
Я И ФЛАФФИ
Есть у нас дома
клетка большая,
в ней проживает
свинка морская.
Или иначе –
«Гвинейская свинка».
Очень люблю её
гладить по спинке.
И говорить с ней
по-птичьи, с присвистом.
Как и она –
без акцента и чисто.
Мне её только
недавно купили.
Ну, а вчера про неё
все забыли…
***
День был воскресный.
Папа читал,
мама на кухне,
я ускакал:
гнали мустангов
на водопой,
только к обеду
вернулся домой…
Сразу для Флаффи
нарезал капусту,
чтобы обед её
тоже был вкусным.
И апельсина
дольку понёс.
Вдруг, от испуга,
выпал поднос…
Я закричал,
чтобы кто-то услышал:
- Быстро ко мне,
в моей комнате мыши!
***
Мама и папа
склонились над клеткой.
- Это не мыши,
а Флаффины детки, -
всем улыбнувшись,
мама сказала.
Так хорошо мне
и радостно стало!
- В доме своём
я не знаю покоя.
Мало одной,
так теперь уже трое! -
папа сказал.
И уселся с газетой.
А для меня
непонятно всё это…
***
Вот у приятеля,
Сэма, щенок.
Питер себе
хомячка приволок.
Знаю – напротив
живут попугаи,
и обезьянка
у девочки Майи.
***
Скоро устроим
свой зоосад,
И пригласим туда
многих ребят.
Радость на всех
будем делить –
разве за это
надо платить?
Станут с животными
все забавляться,
бегать и прыгать,
играть и смеяться.
СИНИЙ ЛАНДЫШ
Синий ландыш. Он в стакане.
Неба яркий лоскуток.
И как будто в океане
появился островок.
Опирается на стебель,
и колышется чуть-чуть.
Кто не верит в эту небыль –
может аромат вдохнуть.
МАЛЬЧИК И МЯЧИК
Мальчик книжкой бьёт о мячик,
в ней все буквы тоже скачут.
И обложка покосилась –
так за мячиком носилась.
Убежал во двор мальчишка.
Бросил мячик вместе с книжкой.
Сказки грустными в ней стали:
- Прочитал бы нас вначале…
ВСЁ РАВНО Я СТАНУ МАГОМ
Я сегодня спать не лягу –
этой ночью стану магом.
Научился я читать,
прочитал, как колдовать.
Заучил на память сразу
все слова волшебной фразы.
Подготовлю я в полёт
мой ковёр, как самолёт.
На столе лежит тетрадка,
превращу её в лошадку,
а любимый карандаш
будет мне служить, как паж.
Мне всё это по плечу,
только очень спать хочу.
Потушила мама свет.
В сон возьму я мой секрет.
Ну, а завтра спать не лягу –
притворюсь – и стану магом…
Я ИДУ В БИБЛИОТЕКУ
Я иду в библиотеку.
- Там войдёшь ты знаний реку, -
моя мама говорит, -
но в тебе лентяй сидит.
- Что поделаешь с тобой…
Окунись-ка в мир иной.
Там не место для гуляний,
наберёшься новых знаний.
Будешь плавать в них, как рыба.
Ещё скажешь нам спасибо.
Я гляжу на стеллажи,
где премудрость вся лежит.
Папин список весь прочту –
умным я домой приду.
Но едва открыл страницу –
заломило поясницу.
Захотелось сразу спать,
где мне столько прочитать…
Пару книг возьму с собой,
просмотрю за выходной.
Что придумать мне такое,
чтоб оставили в покое?
А на улице – краса!
Помогите небеса!
Я скажу: «Болят глаза.
От нырянья в эту реку,
как её, библиотеку,
разбегаются все строчки…
Мне нужны очки!
И точка».
РЫБАЛКА
Мчит наш поезд через речку,
мост под ним вовсю гудит.
Вижу в лодке человечек
С длинной удочкой сидит.
Миг – его уже не видно,
А колёса жу, жу, жу…
Стало, вдруг, мне так обидно,
что я с ним не поужу.
ВЕТЕР-ХВАСТУНИШКА
Дует ветер, лихо свищет,
обливает всех дождём.
Если нас он с Петькой ищет,
то гулять мы не пойдём.
Пусть хвастун гоняет тучи,
и шумит, катая гром.
Мы не трусы, но мы лучше
непогоду переждём.
МАРТЫШКА И ГРАДУСНИК
Жила одиноко
на свете Мартышка
и градусник часто
держала под мышкой.
Кто хочет болеть?
И она не хотела.
Но сколько держала -
столько болела.
Её навестила
соседская Мышка,
которая очень
страдала одышкой.
Присев отдохнуть,
в полусоньи, зевнула -
нечаянно лапкой
лекарства смахнула.
За ними термометр
вслед покатился,
упал со стола
и, конечно, разбился.
Всплакнула подружка:
- Случайно разбила!
Но этим соседку
совсем излечила…
На полке Мартышка
увидела книжку.
На улице дождик
догнала вприпрыжку.
Сходила в кино,
где до слёз хохотала,
всему удивлялась -
здоровою стала!
ПРОСЬБА
Я знаю, что вращается Земля.
В подушки пух сдувают тополя.
Что самый крупный в мире – это слон,
а у овечки появился клон.
Что под землёй, пониже, чем метро,
есть в центре раскалённое ядро.
Есть скорость, догоняющая свет!
И знания несёт нам Интернет.
Но я не знаю, у кого просить
мне школу интернетом заменить...
ГДЕ ЛИХО?
Я шагаю тихо-тихо
по дороге мимо Лиха.
И стараюсь так ступить,
чтоб его не разбудить.
Я о нём совсем не знала,
лишь сегодня прочитала.
И пошёл мороз по коже…
На кого оно похоже?
Вас спрошу я тихо:
- Как узнать, где Лихо?
ЧП В ЗООПАРКЕ
Что случилось в зоопарке?
Сдвинули задвижку галки,
жить не могут без проказ -
так из клетки вышел барс.
Сделал он прыжок двойной
и свалился в ров с водой,
где пришлось бедняге барсу
научиться плавать брасом.
А обратно через сетку
барс в свою запрыгнул клетку.
Испугался он немножко,
но повёл себя, как кошка...
ДОЖДЬ И ЛУЖИ
Дождь падал вниз
шумно и долго,
втыкая в карнизы
струи-иголки.
Прыгал по крыше,
страшно гудя,
трубный сапог
одев на себя.
И закипели
новые лужи.
Рады капели -
дождик им нужен!
Так замечтались
о дали морской,
что пожелали
слиться с рекой.
Солнце долго
смеялось над этим,
радугой звонкой
небо разметив.
Дождь убежал.
Чисто и ярко.
Жарко.
А У СЧАСТЬЯ ЦВЕТ, КАКОЙ?
По асфальту «шур» да «шир»
шепелявит листьев мир.
Это павшая листва
шлёт прощальные слова.
Подо мною всё шуршит,
разноцветье верещит
у прохожего в глазах,
у девчонки на щеках.
Жёлтый, красный, озорной...
А у счастья цвет, какой?
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?
Что с небом случилось?
Погода взбесилась!
Я знаю: «Она
ведь на нас разозлилась.
Мы только сбежали
из школы с Антошкой,
как, вдруг, сыпанула такая окрошка...
В ней градинок бусы, и снежные хлопья,
и ветер по спинам
вдогонку нас хлопал.
А сколько теперь
предстоит нам мороки –
не лучше ли высидеть эти уроки...»
ВПЕРЕДИ ЕЩЁ ЗИМА
По осеннему настилу –
через топь шагнула гать –
вновь, испытывая силу,
гонит ветер леса рать.
Разбежались лисы, волки.
Леший спрятался за пень.
Тараторит без умолку
дождь навязчиво весь день.
Где тепла былая ласка?
Дуб от холода дрожит…
Ветка-штык, как будто в сказке,
лист последний сторожит.
Прячут сбитые каштаны
белки в дупла-закрома.
Только мёрзнуть ещё рано –
впереди нас ждёт зима!
ВСЁ РАВНО Я НАУЧУСЬ!
В первый раз на лыжи встану,
только вовсе не помчусь.
Мне с горы спускаться рано,
я тихонько прокачусь.
Не планёр я и не птица,
чтобы в воздухе летать,
мне бы только научиться
равновесие держать.
Мне бы палкой оттолкнуться.
Небо вижу… Ну и пусть…
Каждый может спотыкнуться –
всё равно я научусь!
МИШКА И ХОККЕЙ
Возле дома, у дверей,
начался большой хоккей.
Мишка бросил шайбу в сетку,
но попал… в окно соседке…
Тут стекло как сетка стало
и само во двор упало.
Разлетелось на осколки,
а они – как жало, колки.
Да один остался в раме…
- Что сказать об этом маме?..
Как теперь мне дальше жить?..
- Буду место сторожить! -
так решил, подумав, Мишка,-
вдруг поранятся мальчишки?!
ЗИМА РОДНАЯ, ПОГОДИ!
На улице сплошная тьма.
Стоит суровая зима.
Звенит будильник надо мной,
ушёл в подушку с головой.
И голос мамы: «Эй, лентяй,
давай-ка, быстренько вставай».
Как это мне не по нутру –
на холод, в школу, поутру…
А тут ещё и телефон
заныл, как деда патефон:
- Включай, Витёк, скорей «ТВ»,
потом ко мне, что духу жми.
У нас тут снежная гора,
вот покатаемся с утра!
Так это Пашка мне звонит!
И чайник радостно урчит.
- Закрыты школы – гололёд, -
уже «ТВ» вовсю орёт.
Да где ж ты, мама, поскорей
мне чаю тёплого налей!
И раньше ужина не жди...
Зима родная, погоди!
ЧУДО-ТРЕЛИ
На рассвете ветра стон –
сонный, вышел на балкон.
Длинноногие, как цапли,
понеслись на землю капли.
Зашумели, зажурчали,
барабанить громко стали.
А потом как зазвенели,
заиграли чудо-трели,
сразу стало не до сна –
начинается весна!
КАК НЕ ХОЧЕТСЯ БОЛЕТЬ
При луне светлее лужи,
но под ноги я гляжу,
потому что я простужен,
и я лужи обхожу.
У меня течёт из носа
Ниагарский водопад,
но на улице не осень,
а весне я очень рад.
И теперь домой шагаю
вместе с мамой из гостей,
а весна стоит такая,
что ни улица – ручей.
Завтра утро рассмеётся,
птицы будут громко петь.
Мне лекарство пить придётся…
Как не хочется болеть!
ПОДОЖДЁМ ДО ЛЕТА
Залетело зёрнышко
в маленькую ямку.
Засветило солнышко
утром спозаранку.
Лучиком согрело
рыхлую землицу,
и комочек белый
начал шевелиться...
Силу набирая,
потянулся к свету.
Что растёт? Не знаю -
подождём до лета.
ЗАГАДКА
Подсчитал я сколько бра
в театральном зале.
Ну, а ты найдёшь змею
между слов вначале?
(Кобра)
КАРАНДАШ
(загадка)
Деревянный расстегай
с грифельной начинкой.
Не съедобен он под чай
да ещё с резинкой.
С детства многими любим
и известен в мире.
Кто рисует, пишет им,
угождая Лире.
Кто, склонившись у листа
в школе, на заводе,
и за кульманом, устав,
время с ним проводит.
Радугой раскинул цвет.
Чтобы все узнали –
набросает ваш портрет.
А живёт в пенале.
Это что же за типаж…
Узнаёте?.. Карандаш!
ЗНАКИ
ТОЧКА
Какой суровый этот знак –
гроза любого слова.
Себя везде поставит так,
что начинай всё снова.
И запятой, как ни крути,
тяни в абзацы строчки...
Захочет – встанет на пути.
И оборвёт всё.
Точка.
ЗАПЯТАЯ
За пятой нога другая,
перенёс её вперёд –
шаг за шагом «запятая»
или просто гусеход.
Снова ноги я поставил
друг за другом по длине.
Тут же скорость поубавил –
неудобно стало мне.
А словам, что на линейке,
если их не разделять…
Ты попробуй и сумей-ка,
что написано узнать.
Вот догадка-то, какая –
в классе скажут: «Ну, чудак!» -
как возникла запятая,
да назвали её так.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ
Стоит, как с саблей часовой,
при тексте точка… с запятой;
всегда возьмёт на плечи груз:
заменит вовремя союз.
Чтоб предложеньям подсобить –
слова готова подчинить;
построить их, всё сделав так,
чтоб защитить от всех атак;
их независимость хранить;
и с автором – в согласье жить.
ТИРЕ
Из линии
посредством обрезания,
вдруг, выпало
Тире –
(мал золотник,
да гордостью велик).
И навсегда
вошло в язык,
чтоб выделиться –
знаком препинания.
МНОГОТОЧИЕ
Когда слова
«как будто» не важны...
А мысли ход
не виден нам воочию...
И чувства
убегают от вины...
Тогда
мы прибегаем к многоточию...
СКОБКИ
Избавь нас Б-г
от длинных рассуждений.
(Из многих выбирается одно).
И стиснут скобки
главное из мнений
в своё полуовальное окно.
Да, этот знак
(казалось бы негромкий)
умеет о себе так заявить,
что математик, открывая скобки,
обязан все значенья заменить.
Вот он какой: (двуликое забрало),
фигурный и квадратный, и простой.
Защитник слов и мыслей, и меняла…
(Тайник закрытый, с видимой душой).
КАВЫЧКИ
Диалога «перекличку»,
афоризм берут кавычки
под словесный жар огня –
и обуглились, как спички,
две «сестрички-невелички»,
заключая всё в себя…
ПУНКТИР
Вездесущий и мнимый
не боится преград.
Разрывной - не ранимый,
каждой чёрточке рад.
-------------------------------
В полосе многоточий,
заползая в просвет,
может нам, между прочим,
показать, чего нет…
……………………………
Проникая повсюду,
он пронзить может мир.
Многоликий, как Будда,
всем знакомый… пунктир.
КАЛАМБУРЯТА
Наш лентяй известный, Вова,
прогулял уроки снова.
И к нему пришли олени –
побеседовать о лени.
Стас совсем не бьёт баклуши:
околачивая груши –
собирает их в бак Луши.
Посмотри, как часто кол
ставят в этой школе –
не дневник, а частокол…
Ну, держись-ка Коля!
Может марка Марка марка,
Или в кляссере помарка?
Это что же за напасть:
волку в пасть –
вороной пасть.
Что же братья пили Гримы –
то, что пили пилигримы?
- Я превыше спора,
всех умней на свете, -
утверждала спора, -
в это мне поверьте.
С озера бежит протока,
и спускается к реке.
Расскажу тебе про то как,
ловим рыбу на Оке.
Может ИГРЕК был и грек,
византиец ли, абрек?
Но, увы, идея фикс
отгадать: а кем был ИКС?
АЛЕКСАНДР ШАПИРО, БАФФАЛО.
Alex Shapiro
108 Little Robin Rd.
Buffalo, N.Y. 14228-1124
USA
Tel: (716) 568-0614
E-mail: alexsh1945@yahoo.com