В полиции
В полицейском участке в комнате для допросов собрались - следователь, адвокат, Крис, его отец Марсель, редактор.
- За что, - недоумевал Крис. - Папа! Скажи им!
- Расскажите все, - сказал следователь. - Сначала вы, - обратился он к редактору.
Тот рассказал всю историю. О договоре, об экспертизе. Сказал, что получил по электронной почте рассказ, который они и получили в срок.
Комиссии рассказ понравился, хотя они даже не успели начать серьезную беседу, так как услышали новости по радио, и им показалось, что, прежде всего, следует обратиться к полиции, потому что события в рассказе полностью совпадали с реальностью, а реальность - вероятная попытка убийства. Широко известен роман Пьера Гамарра "Убийце - Гонкуровскую премию", где убийца сначала пишет роман, а потом совершает описанное убийство. Может быть, этот роман натолкнул молодого автора на подобный поступок, но это было бы совершенно ужасно.
Он предъявил следователю, отцу и адвокату копии рассказа.
Допрос длился несколько часов. Выясняли, откуда Крис узнал подробности катастрофы и так тщательно изобразил ее в рассказе. Не он ли и был пресловутым злоумышленником, порушившим кровлю. Есть ли у него алиби на предыдущую ночь и вечер. Вылетал ли он в Израиль или нет. Вылететь мог за пару дней, а вернуться этим утром.
Оказалось, что он летал в Израиль месяц назад, но вернулся через неделю.
Никто из собравшихся не понимал мотивов Криса. Но ясно одно - Если не он сам все это совершил, значит, сделал это его знакомый - иначе, откуда он взял этот слишком достоверный сюжет еще до того, как в новостях сообщили об этом. Крис останется под стражей до момента, пока не будут предъявлены или доказательства его невиновности. Может, пострадавший выйдет из комы, и сможет свидетельствовать на суде.
Отец мальчика Марсель в ужасе сказал: - Но я знаю пострадавшего человека. Это мой друг. Я немедленно вылетаю в Израиль. Все это безумный клубок случайных совпадений. Крис все последнее время жил вместе со мной, и никуда не уезжал. Я не знал, что он был в Иерусалиме месяц назад. Но за последнее время он не уезжал никуда. Поверьте мне, я все выясню, - обратился он к следователю и адвокату. - Мне потребуется несколько дней. А пока я прошу выпустить Криса под залог.
- Видите ли, -ответили ему, - ситуация настолько запутана, что под залог мы выпустить пока подозреваемого не можем. Но не волнуйтесь. Мы по своим каналам свяжемся с израильской полицией. Мы тоже надеемся, что все окончится благополучно, но пока слишком много не проясненных вопросов - Вы же адвокат, и сами понимаете это.
Париж - Иерусалим - Париж
Марсель Данген отправился в Израиль, и сразу из аэропорта направился в больницу Адасса-Эйн-Керен. Там он выяснил, что Рене только час назад вышел из комы. Пока к нему никого не пускают. Можно зайти завтра, когда все станет определеннее. Сейчас он дремлет. Но из комы вышел определенно.
- Слава Богу, что он жив, - подумал Рене, - но еще один день.... А малыш Крис сидит в тюрьме...
На следующий день Марсель навестил Рене. Тот был еще очень слаб, но более или менее в форме. Марсель рассказал Рене всю эту безумную историю. Замолчал. А потом задал вопрос, который его мучил больше всего - приезжал его сын или нет.
- Да, - ответил Рене, - приезжал. Где-то месяц назад Я пытался его предупредить, но перестарался. Я тебе говорил, что когда пишу детективные рассказы - что-то иногда сбывается. Непредвиденное что-то. Я знаю, что он заходил в издательство. И выяснял, как меня можно отыскать. Я знаю, что он зачитывался моими детективами. Детективами, которые сначала издавались под инициалами, а теперь изданы под моим псевдонимом, а его реальным именем. Вы ему дали двойное имя - одно в честь дедушки. А называли всегда вторым. Вот и я подзабыл об этом. А он вспомнил. И, по-видимому, решил сыграть на этом, направившись со своим произведением в редакцию. Редактор мне тут же позвонил.
Когда-то я написал набросок детективного рассказа с убийством.
Он был в моем компьютере в разделе неоконченное – варианты.
Сюжет тот самый, о котором ты рассказал. Вероятно Крис залез в мой компьютер – он же хороший компьютерщик. Но тогда я естественно об этом не знал.
Может, Крис, отдал свое собственное произведение редактору, но для жюри по стилистике послал этот мой набросок, чтобы подстраховаться.
Но с моими рассказами иногда бывают странные вещи. Иногда они провоцируют течение событий.
Прогнившая кровля действительно обрушилась на меня.
Может, когда я сидел на веранде с компьютером, обратил внимание на то, что кровля начинает подгнивать, и вместо того, чтобы вызвать мастеров, дописал свой набросок.
Конечно, это трагическое совпадение – произошедшее, и этот набросок. Я напишу и в здешнюю полицию, и дам тебе письмо для французской полиции. Могу даже сказать, что сам послал набросок по мэйлу мальчику, а тот, наверно, перепутал, и послал мой рассказ вместо своего.
. Но... у меня чувство, что все не так просто. Это уже предстоит выяснить тебе. Не станет мальчик, который раньше не интересовался литературой, а всю жизнь увлекался компьютерами, вдруг так резко и настойчиво менять свою жизнь. Я же его видел..
Ведь должна была быть очень веская причина, чтобы он залез в эту авантюру. Не литературная слава - ее все же надо поддерживать. Писательский труд - это не для него. Тогда что? Я понимаю, он раскрыл бы псевдоним, за которым я прячусь, и закричал бы громко всему миру, что тот, кого считали просто литературоведом (хотя и отличным литературоведом) на самом деле писатель. Известный писатель! Интересно, что подумают его студенты, когда узнают, что он и писатель, и автор детективов. Это я понимаю. Это по-студенчески. По бунтарски. По-журналистски, если хочешь знать. Но ведь не то, и не так. Ему важно было только считаться мною, (тем более, за ним все же стояло его собственное имя!)
Вот это загадка! Ищи ответ. Я - пока - не нахожу. С его освобождением мы все уладим – ты представишь мое письмо.
Но мой тебе совет - докопайся, в чем дело. Иначе все же что-то может произойти. Попробуй поискать в его компьютере - у современных детей разгадка иногда таится там.
Они простились. Адвокат вылетел в Париж.
Он немедленно явился в полицию, предъявил письмо, ему сказали, что формальности займут еще какое-то время. Они свяжутся с писателем по факсу или мэйлу, найдут в больнице. Все это потребует пару дней, и если все именно так, то Криса немедленно выпустят.
- У меня есть еще время, - думал адвокат, направляясь домой.
Первым делом он направился в комнату к сыну. Да, сына он, конечно, баловал. Два компьютера. Принтер, сканер, самые модные ролики и т.д.
Он подошел к компьютеру. Включил его. "Пароль", - засветилась надпись на экране. Он испробовал все: имя сына...Пароль неверен.
Год его рождения. Пароль неверен.
Имя девушки сына. Пароль неверен. Он перебрал множество версий. И вдруг - имя деда.
Компьютер открылся. Так: "мои документы", "Мои папки", "моя почта". "Мои книги". Как это мои книги? Открыл папку - там все книги Марка Дангена. Буквально все - выкачал из сети, наверно, а мне - ни слова. Серьезные книги. Детективы. Рядом папка - "моя проза"
Марсель открыл эту папку. В ней он нашел несколько черновиков самого Криса, и компьютерное исследование: "наиболее часто повторяемые слова и обороты в произведениях писателя Т". Ясно. По этому пути пошел. Но зачем?
Еще одна папка "Diary" - дневник. Марсель открыл папку и начал читать записи. "Я должен научиться писать, как он. У меня остался только месяц (два, три). Научился же я быть ассом в компьютере. Это не труднее. Сегодня написал главку - для рассказа. По-моему, совсем как у него. Сюжет плохо просчитывается. Ладно. Есть куча книг о сюжетах. Найдем. Да и у него самого позаимствовать. Я должен выиграть - десять миллионов стоят этого.
- Какие 10 миллионов, - удивился Марсель. - Неужели этот дурачок думает, что писатели столько получают. Какая-то детская наивность". Марсель продолжал читать: "Если бы не письмо от адвоката - я бы ничего не знал. Деньги должны остаться в семье". Рядом был написан адрес и телефон - ни имени, ни фамилии. Адрес компьютерный. Естественно, Е-мэйл.
И Марсель решил заглянуть в компьютерный почтовый ящик сына.
- Совершенно неприлично себя веду, - думал он при этом, - никогда не читал чужих писем. А вот и этот адрес. И встречается не один раз.
Марсель пошел к истокам. Письмо первое. "Уважаемый Марк Данген! Мой клиент господин Травен решил часть своего состояния, а именно 10 миллионов, передать вам. Для обсуждения подробностей прошу написать по этому адресу".
Следующее его письмо: "Я понимаю, что сейчас в сети огромное количество подобных писем-подделок, но вы, как человек проницательный, должны понять, что это письмо настоящее, а воспользовался я электронной почтой, потому что очень нелегко было найти вас. Итак, деньги ваши, если вы предъявите подтверждения, что вы являетесь именно тем человеком, которому они предназначаются. Дело в том, что господин Травен увлекается литературой. Его любимым писателем стали вы. Ему нравятся ваши романы. Когда появились детективы под вашим именем, он хмыкнул, прочел один. Увлекся и сказал, что на самом деле в них те же самые серьезные идеи, которыми так выделяются романы, но просто облечены они в другую форму. И тут остался последний вопрос. Как человек вдумчивый, господин Травен подумал, что совершенно необязательно вам писать под своим именем. Не исключено, что это псевдоним. Поэтому пункт о передаче денег сформулирован так: "Марку Дангену, автору книг, которые доставляли мне истинное наслаждение. На случай, если имя Марк Данген все-таки псевдоним, деньги предназначаются тогда человеку, который пишет под этим именем". Я предложил ему, оставить вам наследство, но он сказал, что он обожает делать подарки, а наследство - это нечто предсмертное. Наследников найдется много. А писателей, книги которых его радовали, мало. Я прошу вас в ближайшее время откликнуться, чтобы мы могли оформить этот дар.
С уважением
-- Адвокат Б".
P/S. Я пытался достать ваши координаты в издательстве, но они наглухо молчат, а когда я попытался убедить их, что дел идет о больших деньгах для вас, я даже сказал "о наследстве", чтобы им было понятнее, они долго смеялись, и сказали, чтобы я выдумал что-нибудь новенькое. Желание познакомиться с вами у поклонников так велико, что они придумывают все на свете - наследство, школьный друг, подруга юности. Незаконный сын и т.д. Поэтому мне пришлось пойти для начала таким путем.
Если я ошибся, и обращаюсь, все же не к тому человеку, прошу мне сообщить об этом.
С уважением.
Б".
-Кое- что прояснилось, - подумал Марсель, закрывая компьютер. - додумывать до конца ему не хотелось. А вот немедленно связаться с Рене - необходимо...
Он позвонил Рене по телефону в Израиль в больницу. Спросил, есть ли у того в больнице факс, сказал, что кое-что сейчас пришлет, и повесил трубку.
На этом же компьютере, он скопировал все письма адвоката и переслал их по факсу.
Достал пачку сигарет и закурил, сидя у компьютера. Рушилось все. Он сидел и думал о том, как все это могло произойти. Не только этот случай заставил его глубоко задуматься.
Он думал и о наследстве, которое оставит своему сыну, и не захочется ли тому приблизить этот момент любым способом. Он горевал об умершей жене, с которой его связывала не только страсть, но и глубокая душевная близость. Он думал...
В это момент прозвонил звоночек: "ваша почта". На экране появилось новое письмо - ответ на то, что он послал полтора часа назад. Он помедлил. Потом щелкнул мышкой. Письмо открылось.
Письмо
Мой дорого Марсель!
Понимаю, как трудно было тебе писать это письмо. И я понял, что ответ надо писать немедленно, иначе. Бог знает до чего, ты додумаешься там, в своей одинокой квартире. Я даже уговорил очаровательную медсестричку разрешить мне воспользоваться служебным компьютером - благо начальства нет рядом.
Итак, сначала - правда, а потом - предпосылки и выводы.
Ты уже знаешь, что Крис приезжал ко мне, когда ты был в командировке. Да, я чувствовал скрытую недоброжелательность, но одновременно и непосредственный интерес. Он пытался вырвать у меня признание в авторстве, и многочисленные книги в доме были для него своеобразным признанием. Но я отвел его в мой кабинет с атмосферой литературоведческого труда, и свёл разговор исключительно к шедеврам французской литературы, что показалось ему скучноватым. Он все же показал мне заметки и наброски своего романа. Я довольно жестоко раскритиковал его будущий роман - наивный, беспомощный, местами просто безграмотный. Но в нем все же было заложено нечто.
Хотел ли Крис меня убить или нет?
Не исключаю этого. По крайней мере, две попытки он сделал. Везение или случайность меня спасли. Один раз, во время его пребывания у меня, были повреждены тормоза в моей машине. В Иерусалиме - городе холмистом, с крутыми спусками и подъемами, это могло привести к гибели. Но, к счастью, я езжу осторожно. Почти сразу обнаружил неполадку и. отправил машину к механику, который сказал, что тормоза повреждены явно не случайно, и что я вполне мог погибнуть.
Я смолчал, в, конце концов, это могла быть и случайность. Но в следующую ночь, я проснулся от запаха газа, когда случайно заснул в салоне. Я там задремал перед телевизором, а Крис отправился гулять по городу. Тоже могло быть случайностью. Но две таких случайности одна за другой, когда мы с ним одни в доме - это уже настораживало. Я не стал с ним объясняться. Ведь это все были только догадки.
Более того, я почему-то уверен, что если бы ему удалась хоть одна из его попыток, он был бы потрясен. Убивать легче в книгах, чем в жизни.
Тогда я думал, что таким образом он хотел выйти на литературную арену, используя совпадение имени. С этим ведь он и явился в редакцию.
Он, вероятно, решил, что плагиат - это самая невинная из его затей.
. А вот тут и произошло это страшное совпадение - то, что я придумал, свершилось на самом деле. С моими рассказами иногда такое случается, - они сбываются. Ты же знаешь. Я люблю спать на веранде - в нашем-то климате, при безумной жаре, только ночью можно дождаться прохлады. И я давно собирался укрепить эту кровлю. Но откладывал. Так что в некотором случае это можно было предвидеть. Вот я и написал, не желая того, пророческий рассказ, оказавшийся роковым и для меня, и для Криса. Кто ж мог знать, что все это произойдет именно в тот момент, когда.... Ну, ты и сам знаешь. Я только из твоего письма узнал, какой мощный меркантильный мотив был у Криса. До этого я все объяснял литературными амбициями.
А теперь о литературных амбициях, и о моей невольной вине.
Я задумался сейчас над тем, что нельзя взять в подарок чужое имя, и пользоваться им как псевдонимом, забывая о существовании живых людей, носящих это имя. Или, жившими под этим именем в прошлом.
Человек имеет право жить и писать под своим собственным именем. Я невольно отнял у Криса эту возможность. Теперь, что бы он ни писал, он все- таки вынужден будет пользоваться псевдонимом. Писать он начал, конечно, из корыстных соображений. Но ведь его это увлекло.
Так что невольно этот меценат и я спровоцировали твоего сына. На желание вернуть себе свое имя. На желание публиковаться. На желание убийства - потому что деньги он мог получить, только став мною - я должен был, как он думал - освободить место. Может, он считал это борьбой во имя справедливости.
Не будем судить его, он свое уже получил, причем, самым страшным образом. Интрига вырвалась из его рук, и стала крушить все вокруг. В результате, он был арестован за преступление, которого не совершал. Но...хотел.
Думаю, что никогда больше он ничего подобного не захочет. Теперь стоит попробовать найти общий язык. Пока он еще не озлобился.
Завтра он вернется домой. Может, он уже излечился от своего желания быть писателем, а может, наоборот - жизнь продемонстрировала ему такой букет сюжетов, что, вполне вероятно, ему покажется интересным переработать их творчески.
И довольно об этом. Впереди - Рождество, которое хорошо встречать в Париже. Но лучшее место, которое просто Богом создано для Рождества - это Иерусалим. Прости за патетику. Короче - я вас жду.
Обнимаю тебя
Твой Рене.
Теги: Имена и псевдонимы (детектив)